Поклонение мощам. Культ мощей в христианстве Зачем люди поклоняются мощам

Да, в чего только не верят простаки, - им кусок говна выставь в церкви- они ему будут молится. Вы думаете это гипербола? - Дело гораздо хуже, я раньше не представлял, что христианская религия в такой степени- это религия поклонения трупам.

Но проехавшись второй раз по Золотому Кольцу России, я увидел просто клиническую
шизофрению - правослабные церкви превращены в покойницкие, где трупы и
их части выставляются для поклонения; монастыри и церкви рвут трупы на
части, кладут их под стекло, и обманом заставляют верующих целовать
части трупов и молиться им. Это у них называется для маскировки -
Поклонение "мощам". "С губной помадой - губами не прикасаться" -
объявления они ставят перед мощами.
А мощи это что? Шоколадка? Если вы
не в курсе, Уотсон: МОЩИ - ЭТО ОТРЫТЫЙ ТРУП или ЧАСТЬ ТРУПА,
выставленные для обозрения и поклонения. Правослабное безумие
достигает такой остроты, что трупы буквально рвут на части.
Труп Александра Невского находится аж в трёх местах: Александро-Невской
лавре, Успенском Соборе Владимира и в церкви Александра Невского в
Переславле-Залесском находится его трупный палец. И так и хочется
спросить: "А вы хотя бы о трупных ядах ничего не слышали?" Заставь
дураков трупы целовать, так они будут целовать эти трупы, пока губы
опухнут. Хоть через стекло, а то бы они уже все сдохли.

И вам удивительно, Уотсон, что эти люди плохо живут и всякие мошенники ими
как хотят пользуются? А что вы хотите? Людей, которые стоят в длинной
очереди, чтобы поцеловать труп, можно дурить как угодно. На них уже на
лбу поставлено клеймо правослабной иудейской церковью: "ОСЁЛ", то есть
"ГОЙ". Правослабие - это некрофилия и замаскированное людоедство.
Таинство, таинство, совсем заели бедного...
Главный обряд христианства - Причащение - потребление человеческой
крови под видом вина, и человеческого мяса под видом хлеба, а вокруг в
закрытых ящиках под стеклом лежат в останки человеческого разложения,
которые они целуют. - Бррр!

В Муроме лижут трупные мощи Петра и
Февронии. Кто это? - Они вам расскажут чудеса в решете, если
поцелуете. В Успенском соборе Владимира, который превращён в
покойницкую, и в котором порядка 40 трупов выставлены на обозрение;
для простаков, выставлены, якобы, "нетленые мощи владимирского князя
Георгия (Юрия) Всеволодовича - "нетленная рука" по локоть. Как раз
очень даже тленная - обыкновенная страшная, иссохшаяя чёрная, по
локоть, рука трупа. Очередь придурков чтобы её целовать.

Вам любой
паталогоанатом скажет - этот фокус расчитан на людей не проходивших
курса судебной медицины, в котором говорится, что сухая рука трупа
получается в результе особых условий почвы, при отсутствии кислорода в
сухой, безводной почве. Если бы они были все в натуре святые, то всё
тело было бы как живое розовое, а тут только чёрная страшная рука
трупа. Или, того более, как христиане сами и настаивают, при святости,
труп бы - воскрес. Но какого вы хотите понимания от людей, которые раз
в году кричат "Христос воскрес!", а его 2000 лет нет как нет.

Блажен
кто верует, они могут даже тысячелетиями в дерьме как скот жить. Что,
собственно, напёрсточникам от них и надо. Какой смысл придают
правослабные выражению "нетленные кости"? Кости - это не плоть, они у
всех нетленные, а не только у тех, кто попам угодил. Трупный палец
Александра Невского выставлен в церкви Александра Невского в
Переславле Залесском
Причём сообщается, что этот палец был подарен им Киевско-Печерской лаврой.
При этом не сообщается как этот трупный палец вообще попал в Киев,
поскольку Александр Невский умер в Городце, Нижегородской области,
похоронен в монастыре Рождества Богородицы во Владимире, перевезён в
Александро-Невскую лавру по приказу Петра Первого. Что? Палец
владимирские попы от Петра припрятали и в Киев продали? И почему мощи
Александра Невского хранятся и в Успенском соборе города Владимира?
Супротив царского приказу? И как вообще от Александра Невского что
могло сохраниться; они же говорят, что он был отравлен, а травленные
трупы гниют тотально, что ничего не остаётся. Судмедэкспертизу надо
знать, прежде чем историей заниматься и напёрсточникам от истории
верить.

В Троицком соборе Троице-Сергиевской Лавры в бывшем Загорске
имени большевика Мойши Загорского, служба, то есть ритуальное
людоедство символической человеческой крови и мяса, 24 час в сутки и
длинная очерель к трупу Сергея Радонежского - хлебом не корми, дайте
труп поцеловать.


В Успенском соборе Троице-Сергивой лавры находится
труп для поклонения греческого ж/да и международного преступника в
розыске "Максима Грека" - лучшего агента междунардного диверсанта и бандита Савонаролы,
учинившего геноцид во Флоренции и поэтому казнённого там же. Ж/Д
Савонарола сам не был флорентийцем, а был откомандирован во Флоренцию
со спецзаданием. Вот учитель"Максима Грека" - Мойши Триволиса -
военный преступник и бандит с большой дороги Иероним Савонарола.

Но лучший иудейский диверсант и агент иудаизма и лучший ученик Савонаролы, Мойша
Триволис - более известный под кличкой "Максим Грек", избежал
возмездия флорентийцев, но ему пришлось бежать подальше - в Россию,
потому что за его совместные преступления с Савонаролой его тоже бы
флорентийцы линчевали; и тогда кровавый преступник и садист Мойша
Триволис, прикинулся овечкой и скрылся в лесной России, где продолжил
свою иудейскую диверсию среди местных доверчивых аборигенов, а
насквозь иудейская правослабная церковь прославляет его как святого.

Скажи мне кто твой друг, тем более святой, и я скажу, кто ты. В особом
поклонении Максим Грек находится у "Староверов", отсюда вы можете
заключить об ещё более выраженном иудаизме староверов. В ясновидение
Максиму Греку ставят то, что он предсказал гибель мальчика первенца от
первой жены Ивана Грозного Анастасиии. Не надо быть Шерлоком Холмсом
чтобы догадаться, что нянька, скорее всего, специально уронила
младенца Дмитрия в воду по внушению людей Максима Грека. Поскольку
Иван Грозный шёл против Евреонала, а Максим Грек всегда был агентом
Евреонала, а его агенты были и есть вседа и везде.

Шкала маразма заклинила, когда я в июне в Москве смотрю ТВ и показывают, что
иеромонах "Никодим" (Чибисов), по внешнему виду чистый ж/д, является
отвественным за выставку трупных останков Евангелиста Луки,
проходившей ни меньше чем в Храме Христа Спасителя в Москве и люди
стояли по 5 часов, сам видел по ТВ, чтобы облыбзать труп. Сообщалось,
что обычно труп евангелиста Луки находится на горе Афон, что является
чистой афёрой, потому что от христианства не сохранилось ничего
вещественного ранее 4-ого столетия, когда христанство стало
государственной религией Римской Империи. Вот что говорит наука о
Евангелисте Луке в энциклопедии Вики. Первые сведения о евангелисте
Луке появляются только в конце 4-ого столетия, то есть через 300 лет
после его предполагаемой жизни. Одного этого достаточно, чтобы
понимать что это лицо - миф.
Миф приписывает Луке авторство третьего Евангелия, что сейчас тоже находится под большим
вопросом. По мифу Лука родился в Турции, был врачом и последователем
апостола Павла, и что был первым иконописцем, причём особенно на этом
настаивает Ортодоксальная (Православная) церковь. Однако, как
говориться в энциколопедии, никаких научных подтверждений этому НЕТ!

И таким образом все иконы, приписываемые евангелисту Луке - чистая липа.
Нет никаких точных дат относительно его рождения или смерти, говорится
что он умер в Греции, но более ничего, потому что неизвестно не только
когда он умер, но и где похоронен и вообще о нём ничего неизвестно,
кроме его имени, и того, что он написал третье евангелие, чему тоже,
оказывается, нет научных подтверждений - МИФ! Таким образом, выставка
гражданином Чибисовым трупных останков "евангелиста Луки" для
облыбзания - чистая еврейское мошенничество и крупная афёра. Граждане
5 часов стоят облыбзать труп Луки, а никакого Луки-то и нет и никогда
не было. И как вы думаете, Уотсон, есть шанс спасти этих людей,
которые, как говорил Пушкин, "сами обманываться рады". Эти люди как
кролики сами идут в пасть удава. В психологии это накзывается
"комплекс жертвы".


памятник христианской некрофилии…
edengarden.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=500
"Петр I и мироточивые иконы" ateist.ru/4miro.htm

- "Его Величество скоро нашел в глазах у образа весьма малые и почти совсем неприметные дырочки, которые наведенная в том месте тень делала еще неприметнее. Он, оборотивши доску, отодрал оклад, и выломивши переклад или связь, какая обыкновенно бывает у образов на другой стороне, к удовольствию своему увидел справедливость своей догадки и открыл обман и источник слез; а именно: в доске против глаз у образа сделаны были ямки, в которых положено было несколько густого деревянного масла, и которые закрывались задним перекладом. "Вот источник чудесных слез!" - сказал Государь. Каждый из присутствующих должен был подойти видеть своими глазами сей хитрый обман"

Не грех ли
молиться на икону? Ведь сказано в Библии: не делай никакого изображения... и
зачем молиться святым угодникам, а не напрямую к Богу? Ведь Он сильнее, Он
Владыка всего, а святые угодники тоже грешили. Ведь даже в Библии нет ни
одного упоминания об иконе. Люди молились напрямую к Богу, и это было
нормально! Я могу ошибаться, но не кажется ли это идолопоклонством? Бог, помимо
того, что любящий, Он еще и Бог ревнитель!.. Вы скажете: но ведь иконы исцеляют... Иконы плачут... Но ведь сатана тоже может исцелять, тоже может давать людям
силы, а люди верят, что это от Бога. Сатане это и надо, чтобы увести от
истины. А истина выше правды... Люди веруют, и бесы в Бога верят (Иакова
2:19). Просто я многих вещей не понимаю. Зачем поклоняться мощам? НЕУЖЕЛИ
ГОСПОДЬ БОГ НЕ ХОЧЕТ НАС ИСЦЕЛИТЬ??? ОН ЖДЕТ, КОГДА МЫ У НЕГО ЭТОГО ПОПРОСИМ! А
не чтобы мы искали выхода, через мощи или еще что-то. ОН - ТОТ, кто всегда хочет
разговаривать с нами...

Уважаемый Роман, Вы, несомненно, правы в том, что мы можем обращаться с любой молитвой непосредственно к Самому Отцу нашему Небесному, как и Господь нас научил, дав образец самой правильной, идеальной молитвы — «Отче наш». Но обращение непосредственно к Богу не исключает обращений к Его Матери или к Его друзьям - угодникам Божиим. Не нужно одно противопоставлять другому. Не нужно думать, что молитвенное призывание святых для нас как-то замутняет или отодвигает на второй план роль Христа, как пишет апостол Павел, единственного посредника между Богом и людьми (1 Тим. 2:5). Как раз нет. В молитвенном обращении к святым мы свидетельствуем свою веру не только в то, что искупление, совершенное Христом, Его подвиг, Его спасительное дело и делание совершилось около двух тысяч лет назад в Палестине, но и в то, что мы реально пользуемся плодами этого искупительного делания в Его Церкви, в Теле Христовом, в котором все объединены законом любви и братского общения.

Нужно просто правильно понимать общение со святыми. Святые — это друзья Божии. Вот как Спаситель сказал апостолам во время последней Вечери: «Не называю вас больше рабами, а называю вас друзьями. Я открыл вам все, что дано мне было Отцом Моим Небесным». Святые, как и апостолы, друзья Божии, уже не рабы, но друзья. И они могут оказаться нашими друзьями, если мы будем к ним стремиться, их любить, в чем-то стараться им подражать и стремиться к общению с ними — они от него не отказываются. Все святые, которым мы молимся, предстательствуют за нас у Престола Божия, просят для Вас милости и помощи у Бога. И именно это предстательство, ходатайство о нас мы и испрашиваем в своих молитвах святым угодникам Божиим. Мы не обращаемся к ним с просьбой своими силами, помимо Бога помочь нам, сотворить ради нас какое-либо чудо или послать исцеление. Мы лишь прославляем их христианский подвиг и просим их, уже достигших Царствия Небесного и предстоящих престолу Божию, молить Бога о нас, на Земле живущих, «много бо может молитва праведника». Наверное, никто не сможет Вам в точности сказать, как о нас молятся святые. Но опыт Церкви свидетельствует, что молитва их и молитва к ним - реальны и действенны. Есть святые, которых мы особо почитаем, зная, как они помогали нам в жизненных обстоятельствах, кто-то пережил, не формально, а по сути, связь со святым, имя которого он носит, как важный для него духовный опыт. Это естественно, это хорошо. Это показывает, что в жизни нет ни формы, ни стандарта. Эти дружеские отношения к угодникам Божиим устанавливаются естественно. Поэтому постарайтесь быть проще в своем отношении к молитве святым, она от Вас ни Христа, ни Божией Матери не загораживает. Здесь нет понятия меры и учета: помолился Божией Матери, зачем святым молиться? Например, если Вы посетили свою маму, это не значит, что нужно забыть двоюродных братьев и сестер. Так же и здесь, Церковь — это семья. И Вселенская Церковь — большая семья.

О том, как мы можем обосновать правильность обращения к святым с молитвами, в том числе полемизируя с протестантами, Вы можете прочитать в следующей статье .

Что касается Вашего вопроса о почитании икон, священные изображения появились в Ветхом Завете, по заповеди Божией. Сам Господь повелел Моисею сделать ковчег Завета, золотых херувимов и медного змия. Но в Ветхом Завете устроители Скинии не видели Лица Божия и потому не имели Его образа. В Новом Завете, при самом устройстве Церкви Бог явил себя людям, и на этом основании Он изображается на иконах. На иконах также изображаются Пресвятая Богородица, Ангелы, и все святые и праведные мужи и жены, и чем чаще благодаря иконам они делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на эти иконы побуждаются к воспоминанию о самих первообразах, приобретают более любви к ним. Честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющиеся иконе поклоняются изображенному на ней. Церковь видит в иконе не просто искусство, служащее для иллюстрации Священного Писания, но полное ему соответствие, и придает иконе то же значение, что и Священному Писанию. Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Чудотворные иконы Божией Матери и других святых научают нас взирать на всякую икону, как на самого того святого или святую, которым молимся, как на живые и собеседующие с нами лица, ибо они близки к нам так же и еще больше, чем иконы, только бы с верою и сердечным расположением мы молились им. Так же о Кресте Животворящем должно говорить. Где Крест или крестное знамение, там Христос и сила Его, и спасение Его, только с верою изображай или покланяйся ему». Подробнее о смысле иконопочитания

Впечатлительных людей просьба не смотреть. Блог содержит фотографии святых мощей - кусков мумифицированных трупов людей, которым принято поклоняться в христианстве.

Согласитесь, ощущения от просмотра жуткие. Здравомыслящему человеку никогда не понять, какой смысл имеет это поклонение человеческому праху, но кто сказал, что верующие мыслят здраво? Если вы верите, что женщина создана из ребра мужчины, что Вселенная имеет возраст 7000 лет, что иконы могут плакать оливковым маслом - то вы не являетесь здравомыслящим человеком по определению, вы поражены заболеванием, называющимся Религиозность Головного Мозга.

При поражении мозга, вызываемого этим заболеванием, люди начинают представлять, будто прикосновение или поцелуй, сопряжённые с молитвой, к кускам трупов могут их исцелить или принести какое-то облегчение в их судьбе. Это заблуждение охотно поддерживается служителями культа, извлекающими немалые прибыли из этой наивной веры. Для увеличения доходов они придумали раздирать останки своих святых на кусочки, при этом разработали теорию, будто благодать каждого кусочка не меньше, а равна исходному материалу. Немало религиозных святынь вообще представлено в количестве большем, чем труп нормального человека мог при себе иметь при жизни. Например, известно несколько голов Иоанна Крестителя, как будто он не человеком был, а змеем горынычем каким-то. Мусульмане полагают местом хранения главы Иоанна Крестителя мечеть Омейядов в Дамаске, католики хранят её в Риме в церкви Сан-Сильвестро-ин-Капите. Ещё несколько голов имеется в Амьене (Франция), в турецкой Антиохии, а также в одном из монастырей Армении. Удивляться здесь нечему - как только появился культ почитания кусков трупов, появились и подделки. Российский император Пётр I на этот счёт даже опубликовал повеление:

О мощах святых, где какия явятся быть сумнительныя, розыскивать: много бо и о сем наплутано. На пример, предлагаются чуждыя некия: Святаго первомученика Стефана тело лежит и в Венеции на предградии, в монастыре Бенедиктинском, в церкви святаго Георгия, и в Риме в загородной церкви святаго Лаврентия; тако ж много гвоздей креста Господня, и много млека Пресвятыя Богородицы по Италии, и иных сим подобных без числа. Смотреть же, нет ли и у Нас такого безделия?

В качестве «чудесности» мощей служители культа приводят их нетленность и якобы совершаемые от них исцеления. На самом деле останки вполне тленны, просто находятся в мумифицированном состоянии, для достижения которого достаточно определённых условий хранения трупа. А что касается исцелений - то тут уж можно ожидать чего угодно, от самовнушения до откровенного подлога.

Лица, подверженные православию головного мозга (одна из форм религиозности головного мозга) придумали обряд омовения мощей. Вода, которой производится обряд, полагается святой и ею брызгают на собравшихся.

Кроме того, иногда для кусков трупов святых устраивают «гастроли» - их возят по свету, собирая на поклонение массу верующих и многократно увеличивая доходы.

Есть, правда, группа христиан, от подобного обряда шарахающаяся - это протестанты. Может показаться, что религиозность головного мозга переносится ими несколько легче, но это не совсем так.

Что такое святые мощи, почему им поклоняются и почитают в православной церкви. Разве можно поклоняться, засушенным частям человеческого тела?
Выходит что православные священники недалеко ушли, от диких африканских племен, поклоняющихся человеческим жертвам, или фрагментам человеческих тел, дикость же.

Православная реликвия, отрезанная человеческая голова в золотом ларце, которой поклоняются, или труп в стеклянном гробу, это что вообще такое, с каких пор это стало нормально?
Что говорит святое писание на этот счет? Насколько знаю, это грех, поклонятся идолам, грех не придавать останкам тело, разве нет?
Разве можно доверять, людям, для которых нормой является то, чтобы поклоняться фетишам, фрагментам одежды, волос, фрагментам человеческого тела, или мертвым телам целиком.
В нормальном обществе это как минимум извращение, если уж не статья за некрофилию. Как это все воспринимать?
Духовное не привязано к телесному, зачем тогда сохранять а тем более поклоняться телесному? ( 0 голосов : 0 из 5 )

Архиепископа Мир Ликийских, привезенные из итальянского города Бари. Сейчас они находятся в Санкт-Петербурге. Поклониться им пришли уже 2 млн. человек, в том числе попросить о чем-то своем, наболевшем. Но что именно, с православной точки зрения, следует просить у святого? Каких благ? Может ли тут идти речь о житейских благах и чисто земных вещах? На что следует обратить внимание, чтобы поклонение святому не носило языческий характер?

Молись о том, что считаешь полезным в твоей земной жизни, но исполнение этого вверяй в руки Божии

:

– Моя жена в детстве молилась за уточку. Собака погрызла ей шею, уточка казалась безнадежной, и вот моя супруга, на тот момент еще совсем маленький ребенок, со слезами молилась святому целителю Пантелеимону за уточку, и уточка выздоровела. Кто-то скажет, что это несерьезно. Но я лично думаю, что если ребенок молится от сердца за живое существо, то и став взрослым, он будет иметь сострадание.

Понятно, что люди идут к святыням и зачастую молятся только о земном. Думаю, что относиться к этому надо проще. Слава Богу, что люди уже молятся, выстаивают длинные очереди к святыням, а не идут непонятно куда. Каждый молится в меру своего возраста телесного и духовного, в меру своего понимания того, что наиболее ценно. И Бог снисходит к нам, исполняет порой самые нелепые наши просьбы.

Вспоминается такое святоотеческое правило, произнесенное святителем Игнатием (Брянчаниновым): молись о том, что считаешь полезным в твоей земной жизни, но исполнение этого вверяй в руки Божии . Если считаешь, что тебе что-то нужно, можешь об этом просить, но быть этому или не быть – пусть решит уже Бог. Вверь себя в Его руки.

Нельзя сразу перепрыгнуть к духовному совершенству, так, чтобы всё земное сразу перестало интересовать. Требуя от себя бесстрастия по отношению к простой человеческой жизни, можно вместо духовного совершенства скатиться к равнодушию, апатии и безразличию. Люди переживают о своем здоровье, о благополучии близких людей, молятся, чтобы у детей разрешились проблемы. Молятся о том, чтобы сдать экзамен и чтобы не уволили с работы, молятся о друзьях и подругах. И это подтверждает, что сердце еще живо, и самое главное – люди обращаются именно к Богу, именно у Него ищут помощи.

В молитве надо однозначно исключать злые просьбы. Отомстить обидчику, наказать соседей, проучить того, кого ты возненавидел – всего этого в молитве однозначно нельзя просить. Бог есть Любовь, Благо, Жизнь, и потому того, что противоречит любви, благу и жизни, просить в молитве нельзя. Так ты удалишься от Бога и навлечешь беды на самого себя.

Молиться надо не о снятии с нас креста, а о даровании нам сил нести крест

В моей жизни давным-давно был случай, когда мне показалась невыносимой работа с тем начальником, который был. Я молился об увольнении начальника, молился от сердца, и через какие-то сутки просьба исполнилась. Я был невероятно рад, но новый начальник, вроде бы добрый и не такой взыскательный, оказался на деле намного труднее. И с ним в итоге стало лишь тяжелее. Господь вернул затем прежнего начальника, а мне было ясно показано, что просить себе облегчения земных дел нельзя. Бог Сам знает, как управить нашу жизнь. Поэтому молиться надо не о снятии с нас креста, а о даровании нам сил нести крест.

В наших молитвах постараемся помнить, что самая главная ценность у человека – его бессмертная душа. О спасении души и надо молиться прежде всего, о том, чтобы отсечь мешающие нам грехи и страсти. Одна знакомая девушка долгое время страдала сильной зависимостью от наркотиков, никак не могла вырваться. Но у нее нашлись силы просить Господа, чтобы Он как-то помог ей. Она просила год, два, и вроде бы ничего не получалось. И вот ее мама поехала в Святую Землю и у Гроба Господня тоже от всего сердца молилась за дочь. Буквально на следующий день девушка проснулась утром и вдруг почувствовала, что у нее пропала тяга к наркотикам. Она даже не поняла, почему это произошло. Вышла на улицу, где-то увидела других наркоманов и снова заметила за собой, что у нее нет никакой тяги к этому, даже ломки не происходило. Вот так молитва от всего сердца, особенно когда ты молишься не один и кто-то молится за тебя у святыни, вершит настоящее чудо.

Первое, о чём нужно просить, это о преуспеянии в духовной жизни

:

По неисследимым путям Божиим надо нам иногда пережить и скорби, и болезни, и неудачи

– На самом деле, вопрос такой даже не должен стоять у православного: о чём просить у святого? Во всяком случае, в первую очередь. Об умножении веры и любви к Богу и ближним, о решимости в исполнении заповедей Христовых, о познании Его святой воли и о даровании разумения и сил для её исполнения. Словом, первое, о чём нужно просить, независимо от обстоятельств жизни – это о преуспеянии в духовной жизни и для нас самих и для наших близких, потому что это главное в перспективе нашей вечности. Конечно, бывают какие-то чрезвычайные обстоятельства, нужда, болезни, бедствия в нашей жизни и жизни наших близких, когда просто невозможно не просить о помощи в конкретных, житейских нуждах. Когда человек буквально, что называется, вопиет. Можно ли? Можно и нужно, конечно, но и при этом надо иметь смирение, некое пространство сердца, осознающее, что иное есть воля Божия и иное – человеческая, и по неисследимым путям Божиим надо нам иногда пережить и скорби, и болезни, и неудачи, и напротив – не всегда полезно для нас то, о чём мы просим, каким бы очевидно и вопиюще необходимым не казалось нам просимое. Вот в этом простом: «но не как я хочу, а как Богу будет угодно» и состоит необходимое в приложении к всякому делу и ко всякой молитве – смирение.

Бог Источник и Солнце, а святые зеркальца, отражающие Его свет

:

Молиться так, как если бы от этой молитвы зависела твоя жизнь

– Честно признаюсь, что я не совсем понимаю ажиотажа вокруг этого события. Понятно, что святитель Николай Чудотворец – очень почитаемый в России святой, но ощущение, что немалая часть людей идут не к Богу, а за чудом. Вот этого не должно быть. Потому что в православном христианстве Податель всех благ только Бог. Он Источник, а Его святые – лишь провода. Он Солнце, а его святые – лишь зеркальца, отражающие Его свет. А если человек подходит к раке с мощами и загадывает желание или считает, что целованием её у него решатся все проблемы, – это язычество и идолопоклонство.

О характере молитвы всё сказано до меня святыми отцами, которые были практикующими христианами. Если описать эту практику вкратце, то получится три пункта. Во-первых, человек должен приступать к молитве со смирением: осознанием своей духовной повреждённости и несовершенства. Во-вторых, понимать, что Бог и святые видят тебя насквозь в режиме реального времени – это своеобразный опыт предстояния перед Господом. В-третьих, молиться так, как если бы от этой молитвы зависела вся твоя жизнь.

о паломничестве и поклонении святым мощам Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских:

– Святитель и чудотворец Николай, столь же почитаемый, как преподобный Сергий, в нашем народе, за без малого два месяца пребывания своими мощами в Земле Русской собрал два миллиона человек. И это было подлинное паломничество, связанное с подвигом, с преодолением трудностей. Люди часами стояли и стоят, чтобы приложиться к мощам. Мне рассказывали, как людям немолодым и нездоровым предлагалось пройти вперед без очереди, но они отказывались, говоря: «Мне важно не только к мощам приложиться – мне постоять важно, мне помолиться важно»…

Мы приносим к святым мощам покаяние, молитву и, конечно, просьбы

А что же движет людьми? Ничего материального. От этого они не получают ни комфорта, ни денежного вознаграждения, ни почета, ни уважения, а многие еще и обрушиваются с клеветой на честных паломников. Но верующие и не ищут похвалы от человеков, не ищут немедленного видимого благополучия. Они обращаются к святым с самым сокровенным, они душу свою поверяют, они молятся о себе, о своих родных и близких – и знают, что перед святыми мощами, где является особой силы Божественная благодать, их молитвы осуществляются.

Некоторые недоумевают и спрашивают нас: как же вы, живущие в XXI веке в европейской стране, сохраняете такую веру? Что все это означает? Я встречался с некоторыми западными учеными-социологами, которые меня с пристрастием допрашивали, что за всем этим стоит, – полагая, что этому, как и массовым политическим акциям, есть простое человеческое объяснение: кому-то выгодно сменить власть, кто-то желает ее защитить, кто-то борется за свои экономические права, кто-то считает, что он должен быть во власти, и, объединяясь с единомышленниками, люди действительно выходят во множестве. Но все это так далеко от того, что происходит во время паломничества! Мы молимся святым угодникам не для того, чтобы власть получить, и не для того, чтобы денег у нас стало больше. Мы молимся о самом главном – о своем внутреннем, духовном, сокровенном, для каждого своем. Мы приносим к святым мощам покаяние, молитву и, конечно, просьбы – за себя, за своих родных и близких, за Отечество свое, за Церковь свою. И точно знаем, что святые, Богом одаренные, отвечают нам на наши молитвы.

(Слово Святейшего Патриарха Кирилла
в день памяти преподобного Сергия Радонежского
в Троице-Сергиевой лавре, 18 июля)