Предложения с вводными предложениями. Упражнения по стилистике русского языка Всех подстреленных птиц мы конечно

Борискина Галина Георгиевна,

Повторение изученного в VII классе

До ближайшей деревни оставалось ещё вёрст десять, а большая тёмно-лиловая туча быстро подвигалась к нам. Солнце, ещё не скрытое облаками, ярко освещает её мрачную фигуру4. Изредка вдалеке вспыхивает молния, и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон.

Кучера надевают армяки и при каждом ударе грома снимают шапки и крестятся, лошади настораживают уши, раздувают ноздри, принюхиваясь к свежему воздуху, и бричка скорее катит по пыльной дороге. Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах. Но вот передовые облака начинают уже закрывать солнце. Вот оно выглянуло в последний раз, осветило страшно-мрачную сторону горизонта и скрылось4. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный характер4. 116 слов

По Л. Н. Толстому

Диктант № 2

Словосочетание. Двусоставное предложение

На опушке молодого леса небольшой прудок. Из него бьёт подземный ключ. Этот прудок – колыбель великой русской реки4. В болотах и трясинах родится Волга и отсюда отправляется в далёкий путь. Волга - красавица. Она проходит через места, удивительно красивые и разнообразные по климату, растительному покрову и животному миру. Красоты Волги прославлены и народом в сказаниях, и поэтами, и художниками.

От Рыбинска Волга поворачивает на юго-восток. Невысокие берега её покрыты зелёным ковром лугов и кустарников. Живописные холмы чередуются с долинами. В этих волжских пейзажах есть неповторимая красота и очарование. За Костромой оба берега становятся гористыми, и чем дальше, тем живописнее. Откос на набережной у старой кремлёвской стены в Горьком – одно из красивейших мест верховья Волги. Своеобразна и живописна природа Жигулёвских гор. Жигули – жемчужина Волги. Волга! Это имя близко и дорого миллионам жителей нашей Родины.

132 слова

Диктант №3

Второстепенные члены предложения. Пунктуация при обстоятельствах

Туман совершенно рассеялся, воздух стал прозрачнее и несколько мягче. На севере из-за гребня холмов, покрытых чёрною массою лесов, слабо мерцая, подымались какие-то белесоватые облака, быстро пробегающие по небу4. Казалось, кто-то тихо вздыхал среди глубокой холодной ночи, и клубы пара, вылетавшие из гигантской груди, бесшумно проносились по небу от края и до края и затем тихо угасали в глубокой синеве. Это играло слабое северное сияние.

Поддавшись какому-то грустному обаянию, я стоял на крыше, задумчиво следя за слабыми переливами сполоха4. Ночь развернулась во всей своей холодной и унылой красоте. На небе мигали звёзды, внизу снега уходили вдаль ровною пеленой, чернела гребнем тайга, синели дальние горы. И ото всей этой молчаливой, объятой холодом картины веяло в душу снисходительной грустью.

В. Короленко

120 слов

Диктант №4

Односоставные предложения. Неполные предложения.

Осень. Серое небо. Низкие тяжёлые облака.

Старые деревья давно облетели. Только молодые отдельные берёзки сохраняют свои увядшие, блистающие золотом листья, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца. Ярко выступают сквозь красноватую сеть берёзовых ветвей вечнозелёные, как будто помолодевшие ели и сосны, освежённые холодным воздухом. Земля устлана сухими разноцветными листьями.

Тихо в воздухе. Слышны на большом расстоянии прыжки зайца, белки. Синицы, не улетевшие на зиму, подвинулись к жилью человеческому. Снегири выбрались из лесной чащи и появились в садах и огородах. Их скрипучее пение, не лишенное какой-то приятной мелодии, тихо раздаётся в голых кустах и деревьях. Ещё не улетевшие дрозды собираются в большие стаи и улетают в сады, куда манят их ягоды бузины, жимолости, красные кисти рябины.

Река тоже приняла особенный вид. Вот такую-то осень люблю не только как охотник, но как страстный любитель природы.

137 слов

Диктант № 5

Предложения с вводными словами, обращениями и междометиями

На охоте.

К счастью, погода была тихая, пруд словно застыл. Мы плыли довольно медленно. Наконец, мы добрались до тростников. Всех подстреленных птиц мы, конечно, не достали, но всё-таки к обеду лодка наша через край наполнилась дичью. Владимир, к великому утешению Ермолая, стрелял вовсе не отлично и после каждого неудачного выстрела удивлялся, осматривая и продувая ружьё, недоумевал и, наконец, излагал причину, почему он промахнулся. Мы уже давно могли заметить, что вода к нам понемногу всё подбиралась в лодку. Владимиру было поручено выбрасывать её ковшом. К концу охоты утки стали подниматься стаями. Мы едва успевали заряжать ружья. От сильного движения Ермолая (он старался достать убитую птицу и всем телом налёг на край) наше ветхое судно наклонилось, зачерпнулось и торжественно пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте4.

По И. Тургеневу

127 сл

Диктант № 6

Предложения с обособленными определениями и приложениями

Наука о камнях – интересная наука.

Прошло больше пятидесяти лет с тех пор, как я начал увлекаться камнями. Мне вспоминаются первые детские переживания, связанные со сбором камней.

Мы проводили лето возле Симферополя в старом помещичьем доме, окружённом фруктовым садом. Недалеко от дома на каменной горушке мы1 – весёлая детвора1 – целые дни ползали по скалам, спускались к медленно текущей речушке, привлекавшей нас обилием черепах, этих интересных пресмыкающихся, покрытых костным панцирем4.

Однажды на одной скале, неприглядной с виду, мы, то есть я и товарищ, открыли жилку горного хрусталя, потом другую, третью4. Нам удалось добыть замечательные пирамидки-кристаллики горного хрусталя, прозрачные, как стекло. В нашем воображении где-то в глубине, за неведомыми дверями, рисовались подземные пещеры со сверкающими кристаллами самоцветов.

По вечерам дома мы слушали уже не таинственные сказки, а рассказы, интересные и занимательные, из ещё не доступной нам науки минералогии, науки о камнях4. Мой дядя, учёный-химик, водил нас в лабораторию, где показывал разные соли и их кристаллы. Моё увлечение минералогией росло с каждым днём.

По Ферсману

153 слова

Диктант №7

Предложения с уточняющими обособленными членами

О донских казаках.

Из беглых крестьян на юге, а именно на Дону и его притоках, возникли большие посёлки донских казаков.

Но в середине семнадцатого века у казаков на Дону не было равенства. Одни казаки захватили лучшие земли, обзавелись хозяйством, торговали, стали зажиточными, или домовитыми4. Другие оставались неимущими, то есть голытьбой. Голытьбе приходилось идти в кабалу к богатым казакам или жить грабежом.

Царские воеводы ловили беглых и возвращали к их хозяевам, то есть помещикам. Много ненависти накопилось у голытьбы против московских помещиков, их постоянных притеснителей4.

Голытьбу поднял на восстание казак, по имени Степан Тимофеевич Разин. Степана Разина выбрали атаманом , то есть главным начальником, и с семью тысячами людей он напал на Царицын на Волге и взял его.

Крестьянская война под предводительством Степана Разина нашла отражение в ряде народных песен, в которых воспеваются подвиги знаменитого атамана и его соратников, простых и смелых людей. Степан Разин представляется в них «ведуном-чародеем», так поразили воображение народа успехи крестьянского вождя. 144 слова

Диктант № 8

Способы передачи чужой речи

«Приточная трава»

На полевой дороге мне попались навстречу две деревенские девушки. Они о чём-то болтали, смеялись, но, когда увидели меня, тотчас замолкли, торопливо поправили под платочками светлые волосы и сердито поджали губы.

Я уже был готов обидеться, но девушки, едва поравнявшись со мной, остановились и обе сразу улыбнулись мне так застенчиво и легко, что я даже растерялся.

Спасибо Вам, - сказали мне девушки.

За то, что Вы встретились нам с этими цветами.

Девушки вдруг бросились бежать.

На околице деревни мне встретилась торопливая чистенькая старушка:

Ой, милок! И до чего же это чудесно, что ты мне встретился на пути.

Только в деревне загадка, наконец, разъяснилась.

«Это Вы нашли редкий цветок,- сказал мне садовод – любитель.- Называется «приточная трава». Есть такое поверье, будто этот цветок приносит девушкам счастливую любовь, а пожилым людям – спокойную старость. И вообще – счастье».

По К. Паустовскому

136 слов

Литература:

1. 600 лучших современных диктантов по русскому языку для 5-11 классов/ Сост.: В. В. Андросова, Е. А. Стогний. Ростов н/Д: «БАРО-ПРЕСС», 2003.-344 с.

2. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации . Пособие для преподавателей V-VIII классов. Издание пятое, переработанное/ Сост.: М. И.Рудякова. Ю. А. Ганшина. М.: Государственное учебно - педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1963.-

Урок №122. Контрольная работа №12

Диктант с грамматическим заданием.

Тема «Вводные слова обращения»

На охоте

К счастью, погода была тихая, пруд словно заснул.

Мы плыли довольно медленно. Наконец мы добрались до тростников. Утки шумно поднимались с пруда, выстрелы дружно раздавались вслед за ними. Всех подстреленных уток мы, конечно, не достали, но все-таки к обеду лодка наша че-рез край наполнилась дичью.

Владимир, к великому утешению Ермолая, стрелял вовсе не отлично. Ермолай стрелял, как всегда, победоносно. В пылу перестрелки мы не обращали внимания на состояние наше-го дощаника, как вдруг от сильного движения Ермолая (он старался достать убитую птицу и всем телом налег на край) наше ветхое судно наклонилось, зачерпнулось и торжествен-но пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте. Через мгновенье мы стояли в воде по горло. Теперь я без хохота вспомнить не могу бледных лиц моих товарищей. Вероятно, и мое лицо не отличалось тогда румянцем. В ту минуту, при-знаюсь, мне и в голову не приходило смеяться. (141 сл.)

(По И. Тургеневу.)

Грамматическое з адание

1. Сделать фонетический разбор слова:

вслед (I вариант);

вовсе (II вариант).

2. Разобрать слово по составу:

наклонилось (I вариант);

зачерпнулось (II вариант).

3. Найти вводные слова и вводные предложения и указать их значение.

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

Вероятно, и мое лицо не отличалось тогда румянцем (I вариант).

В ту минуту, признаюсь, мне и в голову не приходило сме-яться (II вариант).

Анализ диктанта

Дата ____________ класс ______________ Учитель _______________

Тема __________________________________________________________

Количество учащихся в классе _________ чел. ________ %

Выполнили работу на

Показатель качества знаний ___________ %

Показатель обучено ___________ %

Фамилии учащихся, получивших «2» и «1»:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Типичные ошибки:

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Дополнительные задания

Количество учащихся, выполнявших работу _______ чел. ________ %

Выполнили работу на

«5» - ________ чел. _________ %

«4» - ________ чел. _________ %

«3» - ________ чел. _________ %

«2» - ________ чел. _________ %

«1» - ________ чел. _________ %

Типичные ошибки:

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Кодификатор

№ умения

Проверяемое умение

№ задания

Определить фонетический состав слова

Дать характеристику звонких и глухих согласных

Определить морфемный состав слова

Найти вводные слова и вводные предложения

Указать значение вводных слов

Выполнить синтаксический разбор предложения

Схема анализа грамматического задания

№ задания

Фамилия, имя учащегося

Действия учащихся

Определили фонематический состав

Дали характеристику звонких и глухих согласных

Определили морфемный состав слова

Нашли вводные слова и предложения

Указали значение вводных слов

Выполнили синтаксический разбор предложения

Сумма баллов

Уроки №124-125. Контрольная работы по р/р №13

Контрольное изложение (сжатое)

Текст для прослушивания

Среди десятков и сотен принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по значению, по роли, по влия-нию на судьбу с решением о том, по какой дороге пойти, какое поприще выбрать. Поиски жизненного пути, размышления о нём обыкновенно возникают у человека в том возрасте, когда он начинает осознавать себя частью общества, когда стремится разобраться в своих отношениях с окружающими, а также чув-ствует потребность реализовать свои возможности, свои силы, свою личность.

Ученые считают, что именно ради такой самореализации человек и живет. Его не устраивает и не может устроить су-ществование ради самого существования. Ему необходимо найти такое занятие, которое наполнит это существование ис-тинным, подлинным смыслом. Каждый человек, как бы он ни был поглощен повседневными делами и заботами, хочет не просто жить, но и ощущать ценность своей жизни, знать, что его деятельность, преодоление препятствий, устремленность в будущее имеют значение и несут какой-то смысл не для него одного. Только тогда человек чувствует себя не лишним, а свои способности – востребованными другими людьми, обще-ством.

Однако у каждого человека свои, только ему присущие за-датки, склонности, способности, таланты. Ведь нет двух абсо-лютно одинаковых людей. И поэтому поиски смысла жизни – это самостоятельный путь проб и ошибок каждого человека. Это поиск человеком самого себя, своих жизненных ценностей, своих ориентиров.

При этом, независимо от того, как человек определил свой путь, какой смысл жизни нашел, уже сам поиск этого смысла делает человека Человеком с большой буквы, лично-стью, так как никто из живых существ, кроме человека, не может осознанно относиться к жизни, не стремится понять и объяснить свое поведение, свое отношение к окружаю-щим.

(По Г.А. Маслову)

Задание:

Сжать текст

Кодификатор

№ умения

Проверяемое умение

№ задания

Передать основное содержание текста

Отразить все микротемы

Использовал приемы сжатия текста

Отразил смысловую целостность и последовательность текста

Схема анализа

№ задания

Фамилия, имя учащегося

Действия учащихся

Передали основное содержание текста

Отразили все микротемы текста

Использовали приемы сжатия текста

Сохрани Бог! Бывало, говорит: «Ведь живу же я так, в девках, что за баловство! чего им надо?»

– Чем же ты живешь теперь? Жалованье получаешь?

– Какое, батюшка, жалованье!.. Харчи выдаются – и то слава тебе, Господи! много доволен. Продли Бог века нашей госпоже!

Ермолай вернулся.

– Справлена лодка, – произнес он сурово. – Ступай за шестом – ты!..

Сучок побежал за шестом. Во все время моего разговора с бедным стариком охотник Владимир поглядывал на него с презрительной улыбкой.

– Глупый человек-с, – промолвил он, когда тот ушел, – совершенно необразованный человек, мужик-с, больше ничего-с. Дворовым человеком его назвать нельзя-с… и все хвастал-с… Где ж ему быть актером-с, сами извольте рассудить-с! Напрасно изволили беспокоиться, изволили с ним разговаривать-с!

Через четверть часа мы уже сидели в дощанике Сучка. (Собак мы оставили в избе под надзором кучера Иегудиила.) Нам не очень было ловко, но охотники народ неразборчивый. У тупого, заднего конца стоял Сучок и «пихался»; мы с Владимиром сидели на перекладине лодки; Ермолай поместился спереди, у самого носа. Несмотря на паклю, вода скоро появилась у нас под ногами. К счастью, погода была тихая, и пруд словно заснул.

Мы плыли довольно медленно. Старик с трудом выдергивал из вязкой тины свой длинный шест, весь перепутанный зелеными нитями подводных трав; сплошные, круглые листья болотных лилий тоже мешали ходу нашей лодки. Наконец мы добрались до тростников, и пошла потеха. Утки шумно поднимались, «срывались» с пруда, испуганные нашим неожиданным появлением в их владениях, выстрела дружно раздавались вслед за ними, и весело было видеть, как эти кургузые птицы кувыркались на воздухе, тяжко шлепались об воду. Всех подстреленных уток мы, конечно, не достали: легко подраненные ныряли; иные, убитые наповал, падали в такой густой майер, что даже рысьи глазки Ермолая не могли открыть их; но все-таки к обеду лодка наша через край наполнилась дичью.

Владимир, к великому утешению Ермолая, стрелял вовсе не отлично и после каждого неудачного выстрела удивлялся, осматривал и продувал ружье, недоумевал и, наконец, излагал нам причину, почему он промахнулся. Ермолай стрелял, как всегда, победоносно, я – довольно плохо, по обыкновению. Сучок посматривал на нас глазами человека, смолоду состоявшего на барской службе, изредка кричал: «Вон, вон еще утица!» – и то и дело почесывал спину – не руками, а приведенными в движение плечами. Погода стояла прекрасная: белые круглые облака высоко и тихо неслись над нами, ясно отражаясь в воде; тростник шушукал кругом; пруд местами, как сталь, сверкал на солнце. Мы собирались вернуться в село, как вдруг с нами случилось довольно неприятное происшествие.

Мы уже давно могли заметить, что вода к нам понемногу все набиралась в дощаник. Владимиру было поручено выбрасывать ее вон посредством ковша, похищенного, на всякий случай, моим предусмотрительным охотником у зазевавшейся бабы. Дело шло как следовало, пока Владимир не забывал своей обязанности. Но к концу охоты, словно на прощанье, утки стали подниматься такими стадами, что мы едва успевали заряжать ружья. В пылу перестрелки мы не обращали внимания на состояние нашего дощаника, – как вдруг, от сильного движения Ермолая (он старался достать убитую птицу и всем телом налег на край), наше ветхое судно наклонилось, зачерпнулось и торжественно пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте. Мы вскрикнули, но уже было поздно: через мгновенье мы стояли в воде по горло, окруженные всплывшими телами мертвых уток. Теперь я без хохота вспомнить не могу испуганных и бледных лиц моих товарищей (вероятно, и мое лицо не отличалось тогда румянцем); но в ту минуту, признаюсь, мне и в голову не приходило смеяться.

Утро, тихое, ясное, ошеломило меня. Неширокая, но глубокая речонка, розовая в лучах солнца, плещется у самых ног. Легкий ветерок едва колышет прибрежные кусты. Ни шума, ни шорохов.

На берегу приютилось несколько удильщиков, приехавших, как выяснилось, из ближайших сел. На песчаной отмели, возле коряги, выброшенной когда-то ветром, сидит рыбак. Снасть его незатейлива и надежна. Он прилаживает на крючок кусочек сырой раковой шейки (раки лежат возле него в сумке) и закидывает наживу на середину реки. Грузик у него, я заметил, потяжелее обыкновенного. Свинцовая полукруглая пластинка плотно ложится на дно, и вода ее хорошо обтекает, не сдвигая с места. Впрочем, здесь почти не ощущается течение.

Закинув удочки, рыболов настораживается и в течение некоторого времени неотрывно смотрит на гибкий прутик, воткнутый в песок. Но вот прутик начинает дергаться и трястись, и вскоре на песке трепещет несколько рыбешек: окунь-красавец, красноперая плотва, серебряный язь.

Рыбалка, конечно, удивительная вещь! (142 слова) (По В. Солоухину)

Я получил задание привезти из экспедиции, направленной в Закавказье, несколько редких животных.

Через несколько минут я уже был у дяди Прохора. Там стояла толпа, наблюдавшая за лежащим на земле крупным камышовым котом. Короткая цепь капкана, прикрепленная к вбитому в землю колу, валила кота на землю. Я сбросил с себя кожаную куртку и, прикрывая ею лицо, приблизился к зверю. Зверь был связан и водворен в клетку. Однако вел он себя странно: не пытался освободиться, неподвижно лежал в углу клетки, не прикасаясь к пище, предлагаемой ему, и, казалось, не замечал людей.

Опасаясь за жизнь кота, я впустил в его клетку живую курицу - любимую пищу кота на воле. Вначале курица, испугавшись опасного соседа, металась по клетке, но потом успокоилась. Хищник не обращал на нее никакого внимания. Прожив еще два дня, кот умер. По-видимому, он не смог примириться с потерей свободы. Курица, обреченная на съедение, осталась невредимой и была отпущена на волю. (162 слова)(По Е. Спангенбергу)

Кирилл и Мефодий - славянские просветители

Братья Кирилл и Мефодий принесли на земли славян свет письменности и знаний. Они составили славянскую азбуку, перевели с греческого на славянский священные и церковные книги.

Кирилл (до принятия монашества его звали Константином) и Мефодий жили в Солуни - знаменитом торговом городе Византии. Вокруг Солуни славянские племена растили хлеб. В городе жили мастеровые люди, но они были неграмотными. Книга считалась недоступной роскошью.

Прошло несколько лет, и Константин, уже прославившийся своей ученостью, приезжает в столицу. Здесь, в Константинополе, он учится у знаменитых ученых: у Фотия - литературе, у Льва Математика - механике, астрономии.

Чтобы получить высшее образование, полагалось изучить семь наук: грамматику, риторику, философию, арифметику, геометрию, а также музыку. Константин постепенно становится лучшим учеником. В течение десяти лет он освоил ряд языков: славянский, греческий, арабский. Знание славянского, существовавшего тогда лишь в устной форме, определило его дальнейшую жизнь и деятельность. (139 слов)

(По В. Янченко)

Чуткое ухо ловит знакомые звуки весны. Вот вверху, почти над головой, послышалась барабанная трель, звонкая, радостная. Нет, это не скрип старого дерева, как обычно думают городские неопытные люди, оказавшись в лесу ранней весной. Это, выбрав сухое дерево, по-весеннему барабанит лесной музыкант - пестрый дятел. Всюду: в лесу, ближе и дальше - торжественно звучат, как бы перекликаясь, барабаны. Так дятлы приветствуют весну.

Вот, пригретая лучами мартовского солнца, свалилась с макушки дерева, рассыпавшись снежной пылью, тяжелая белая шапка. И, точно живая, долго еще колышется, как бы машет рукой, зеленая ветка, освобожденная от зимних оков.

Стайка клестов-еловиков, весело пересвистываясь, красно-брусничным ожерельем рассыпалась по увешанным шишками вершинам елей. Лишь немногие знают, что эти птички, веселые, общительные, всю зиму проводят в хвойных лесах, искусно устраивая в густых сучьях теплые гнезда. Опершись на лыжные палки, долго любуешься, как шустрые птички клювиками теребят шишки, выбирая из них семена, как, кружась в воздухе, тихо сыплются на снег легкие шелушинки. (149 слов)

(По И. Соколову-Микитову)

Перелет - тяжелый период в жизни пернатых, требующий от них отдачи всех сил. Однако они становятся путешественниками, несмотря на трудности, которые им приходится преодолевать в пути.

Одна из загадок природы - способность птиц определять время начала перелетов. Сроки сбора на зимовки им устанавливать нетрудно. Ненастная осенняя погода, сокращение продолжительности светового дня - все это торопит в дорогу. Другое дело - возвращение к местам гнездовий, на родину. Как птицы определяют, живя в тропиках, приближение весны у нас? По-видимому, им помогают птичьи биологические часы.

Как известно, солнце в течение дня перемещается из восточных районов небосвода в западные. Удивление вызывают наблюдения, показывающие способность птиц ориентироваться по солнцу. Для многих птиц эта способность врожденная. Пернатым, не получившим в наследство эти знания, запомнить необходимые в пути ориентиры помогает фантастическая память. Птицы, утверждают ученые, ощущают также земные запахи, прислушиваются к раздающимся снизу звукам, учитывают величину центробежной силы, возникающей при вращении Земли, и реагируют на изменение ее магнитного поля. (148 слов) (По Б. Сергееву)

Приближение ночи

Летний день угасает, и в засыпающем лесу воцаряется гулкая тишина. Вершины сосен-гигантов еще алеют нежным отблеском догоревшей зари, однако внизу становится темно. Аромат смолистых ветвей, острый и сухой, слабеет, зато сильнее чувствуется сквозь него приторный запах дыма, расстилающегося по земле от дальнего лесного пожара. Неслышно и быстро опускается на землю ночь. С заходом солнца примолкли птицы.

Совсем стемнело. Глаз, привыкший к постепенному переходу от света к темноте, различает вокруг неясные силуэты деревьев. Ни звука, ни шороха не раздается в лесу, а в воздухе чувствуется удивительный травяной запах, плывущий с полей.

Всюду: и направо, и налево от тропинки - простирается невысокий путаный кустарник, и вокруг него, цепляясь за ветки, колеблясь и вытягиваясь, бродят разорванные клочья тумана, неясные, белые.

Странный звук неожиданно разносится по лесу. Он протяжен, низок и, кажется, выходит из-под земли. (133 слова)По А. Куприну)

В далёком детстве с особенным радостным чувством встречали мы весною журавлей, возвращавшихся на свою родину. Услышав их голоса, доносившиеся с высокого неба, мы оставляли наши игры и, подняв головы, глядели в голубую небесную высь.

«Журавли! Журавли!» - громко кричали мы, радуясь прилёту весенних гостей.

Журавли летели стройными косяками. Они возвращались из далёких тёплых стран. Покружив над болотом или над берегом реки, они иногда садились, чтобы отдохнуть и подкрепить силы свои после далёкого пути.

Некогда мне довелось близко наблюдать журавлей. Я охотился на глухарином току возле большого, почти непроходимого болота. Ночуя в лесу, знаете ли, много раз на рассвете я слышал, как водят хороводы журавли. Пробравшись к болоту, спрятавшись в глухих густых кустах, я наблюдал в бинокль за этими чудными птицами. Собравшись в широкий круг, размахивая сильными крыльями, журавли трубили и плясали. Это, конечно же, был весенний свадебный журавлиный праздник.

Грамматические задания.

Вариант 1.

2. Выписать из предложения Покружив над болотами,…

1. Синтаксический разбор предложения

Пробравшись к болоту, спрятавшись в глухих густых кустах,…

2. Выписать из предложения Услышав их голоса, доносившиеся с высокого неба,… все словосочетания, составить их схемы, указать виды связи слов.

Итоговый контрольный диктант в 8 классах А-Б.

На охоте.

К счастью, погода была тихая, пруд словно заснул. Мы пошли с Ермолаем вдоль пруда, но, во-первых, у самого берега утка, птица осторожная, не держится; во-вторых, если даже какой-нибудь чирок и подвергался нашим выстрелам, то достать его наши собаки были не в состоянии.

Мы плыли довольно медленно. Наконец, добрались до тростников, и пошла потеха. Всех подстреленных птиц мы, конечно, не достали, но всё-таки к обеду лодка наша наполнилась дичью. Владимир, к великому утешению Ермолая, стрелял вовсе не отлично. Ермолай стрелял, как всегда, победоносно.

К концу охоты утки стали подниматься такими стадами, что мы едва успевали заряжать ружья. Как вдруг от сильного движения Ермолая, здорового и крепкого мужика, наше ветхое судно зачерпнулось и быстро пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте.

Через мгновение мы стояли в воде по горло. Теперь я без хохота вспомнить не могу испуганных и бледных лиц моих товарищей. Но в ту минуту, признаюсь, мне и в голову не приходило смеяться.

(И.Тургенев)

Грамматические задания.

Вариант 1.

1. Полный синтаксический разбор предложения

Владимир, к великому утешению Ермолая,…

2. Выписать из предложения

Как вдруг от сильного движения Ермолая, здорового и крепкого мужика,

…все словосочетания, составить их схемы, указать виды связи слов.

^ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ВВОДНЫХ СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

ВВОДНЫЕ СЛОВА

1. Вы отгадаете, конечно, кто этот гость нежданный был? (Л.) 2. Разумеется, он не был счастлив. (Герц.) 3. Действительно, по дороге бежали Ваня и Петя, сыновья Дарьи Михайловны. (Т.) 4. Володя, конечно, поехал на берег, но смотреть было решительно нечего. (Ст.) 5. Мы, разумеется, начали разговор о вчерашнем. (Дост.) 6. Что до меня, разумеется, я и тогда уже умел себя держать и, конечно, не осрамил бы никого. (Дост.) 7. Действительно, вскоре рядом с нами причалил старый, кривой на один борт пароход «Палермо». (Пауст.) 8. Кроме них, разумеет­ся, был и Ганя, (Дост.) 9. Тогда я ещё не знал, конечно, двойного смысла андерсеновских сказок. (Пауст.) 10. Ви­тя, безусловно, справится с этой контрольной работой. 11. Наш преподаватель, без сомнения, поможет нам по­ставить этот спектакль.

1. С его опалённого лица, видно, никогда не сходило лето. (Ст.) 7. Этот разговор продолжался около часа и, по-видимому, произвёл на Андрея Ефимовича глубокое впечатление. 1. К сожалению, из-за холода я не мог взять с собой воды для химического анализа. (Аре.) 2. Отец очень лю­бил обходить с ружьём по следу русаков, но, к сожалению, он не брал меня с собою. (Акс.) 3. К счастью, ливень прошёл стороной. (Кат.) 4. К счастью для врача, а ещё больше для матросов, серьёзных заболеваний почти не было. (Ст.) 5. Дорога, на её несчастье, пошла самая сквер­ная. (Кор.) 6. В дверь постучались, и вошёл, к моему изумлению, Андрей. (Кае.) 7. Мы сказали, что, к сожа­лению, не узнали их, извинились и ушли. (Б. П.) 8. Ру­чей был последним серьёзным препятствием, и, к счастью, воды оказалось в нём меньше, чем он ожидал. (Марк.) 9. Я тогда знал азбуку Морзе наизусть и мог выстукивать на ключе, хотя теперь, к сожалению и стыду, не знаю ни одного знака. (Сим.) 10. К удивлению моему, мужик са­мым благодушным образом здоровается с перевозчиком Тюлиным. (Кор.) 11. К моему огорчению, мне не удалось достать туристскую путёвку, 12. Погода, к нашей общей радости, установилась тёплая, солнечная.

1. По словам окружающих, он считался лучшим охот­ником во всём уезде. (Т.) 2. По моим соображениям, до реки оставалось не более двух с половиной километров. (Аре.) 3. По его словам, неизвестных людей было трое. (Аре.) 4. Каждый посаженный им куст акации или си­рени, по его словам, был совершенно необыкновенного сорта. (Пауст.) 5. По словам капитана, у него в полку был великолепный врач и хорошая сестра. (Пауст.) 6. По-мое­му, такие зимы были лучшим временем в Батуме. (Пауст.) 7. Все жители были одеты по-праздничному, и, говорят, это было одно из красивейших зрелищ на всём побережье. 4. Итак, в сумер­ки мы вошли в лес и уже в полной темноте заняли обо­рону на северной опушке его. (Вершигора.) 5. Колхоз привозит брёвна в село, и, таким образом, все оказывают­ся с дровами. (Сол.) 6. С одной стороны, даже несколько смешной и наивной казалась мне эта его в огне войны уцелевшая обида. С другой стороны, он был прав. (Сол.) 7. Шотландец, например, не мог пользоваться лиф­том. (Пауст.) 8. Скобеев посоветовал Алёшке израсходо­вать деньги по-разумному. Во-первых, одеться, обуться, во-вторых, вместе с ним, Скобеевым, кое-что купить к зиме Надюшке, в-третьих, приобрести необходимый ком­плект тетрадей, карандашей, наконец, положить часть де­нег на сберкнижку. (Марк.) 9. Ну, значит, ты не зна­ешь, кто такой Несчастливцев и как с ним разговари­вать. (А. О.)

1. Читатель, конечно, подумает, что я был в ужасней­шем расположении, выйдя от Ефима, и, однако, ошибёт­ся. (Дост.) 2. Книг было довольно много, и он, очевидно, их читал и, вероятно, садился читать или принимался пи­сать с чрезвычайно важным и аккуратным видом. (Дост.) 3. Я, впрочем, может быть, сам виноват. (А. К. Т.) 4. У Се­рёжи, к счастью, оказались акварельные краски, и он, ко­нечно, захотел написать Варварино. (Пауст.) 5. Во-пер­вых, Олег - настоящий парень, во-вторых, он мой лучший друг - значит, парень надёжный. В-третьих, он лучше Жоры знает ребят из школы Горького с седьмого по де­вятый. 4. Он кажется моложе своих лет. 5. Ехал инженер-путеец или, может быть, архитектор с круглым деревянным футляром, в котором, наверно, были скатаны кальки. (Сим.)6. Рабочие обливались потом, но, казалось, не обращали на это внимания. (Ст.) 7. Работал он небрежно, нехотя, и казалось, что железо принимает разнообразные формы помимо его воли. (Ч.) Иногда искры садились на, плечи и руки рабочих и, казалось, не гасли, а, наоборот, рождались на этих разгорячённых работой людях, Наконец ему стало очень грустно, грустно от тревожной неизвестнос­ти. (Дост.) 12. Крепостная служба, правда, ему была мало знакома. (С.-Ц.) 13. Задача решена верно и без всяких исправлений. Читатель, может быть, припомнит молодожёнов-москвичей, что в стороне держались скромно, долгой заняты своей, своей безмолвною беседой про тот наверно, край земли, куда они впервые едут в составу собственной семьи.

^ ВВОДНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Я, признаюсь вам, измучился. (Т.) 2. В это время, показалось ему, мелькнул перед ним какой-то странный образ человеческого лица. (Г.) 3. Впереди его манило что-то, казалось ему, необыкновенно хорошее, светлое и ра­достное. 4. Мы вообще, я бы сказал, немного равнодушны ко все­му, что окружает нас на земле. Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу её снова. Но, подумал я, старый смотритель, может быть, уже сме­нён; вероятно, Дуня уже замужем. (П.) 12. Александра Павловна, правду сказать, поняла мало из всего, что го­ворил Рудин. (Т.) 13. Мы вдруг взглянули друг на друга, и, вспоминаю, я, кажется, покраснел. (Дост.)

1. Щёлкнула щеколда двери из горенки в сенцы, и мать - он узнал её по грузной походке,- шаркая босыми ногами по земляному полу, подошла к наружной двери. (Фад.) 2. Базаров вставал очень рано и отправлялся вер­сты за две, за три, не гулять - он прогулок без цели тер­петь не мог,- а собирать травы, насекомых. (Т.) 3. Вася перевозил художника на челне на другой берег озера, менял ему воду для красок (художник рисовал акварель­ными красками), подавал из коробки свинцовые тюбики. (Пауст.) 4. Ему с первого взгляда понравились наши го­ры, полярная ночь не испугала его (Григорий приехал в декабре), наоборот, жизнь при электрическом свете пред­ставлялась ему чем-то сказочным и необычайно привле­кательным. (Чак.) 5. Белизна скатертей, безлюдье, поблескиванье стекла и полированного дерева, левкои на столиках - они дрожали от ветра из иллюминатора и сла­бо пахли - всё это напоминало последние часы перед праздником: залы убраны и освещены, но гостей ещё нет, (Пауст.)

1. Алексей - читатель уже узнал его - пристально глядел на молодую крестьянку. (П.) 2. Пьер стал рас­сказывать последнее время их отступления, болезнь Каратаева (голос его дрожал беспрестанно) и его смерть. (Л. Т.) 3. Он меня, вы знаете, очень уважает. (Т.) 4. Раз - это было в середине зимы - она целый день жаловалась на головную боль. (Григ.) 5. Корнев - так звали началь­ника эскадры - делал блестящую но тем временам карьег ру. (Ст.) 6. Мать и дочь Павловские (это была их фами­лия) всё время сидели в своём флигельке и в саду не появлялись. (Кат.) 7. Один раз, сидя на окошке (с этой минуты я всё уже твёрдо помню), услышал я какой-то жалобный визг в саду. (Акс.) 8. На озере - оно называ­лось Лариным прудом - всегда плавало много ряски. (Пауст.) 9. Володя, Витя и Лёня - так само собой пове­лось, что они ходили вместе должны были встретиться с представителями партизанского отряда.
^ КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

ХОЛОД НА СЛУЖБЕ У ЧЕЛОВЕКА

На первый взгляд может показаться, что от холода куда больше неприятностей, чем пользы. Приходится за­пасаться тёплой одеждой, отапливать дома, убирать с улиц снег и лёд. Словом, разных хлопот из-за мороза много. Правда, без мороза не было бы лыж, коньков и, конечно, мороженого. Всё это вещи приятные, но без них можно бы и обойтись.

Но мороз так нужен людям, что обойтись без него просто невозможно.

Прежде всего человек заставил работать природный мороз. Но в наших широтах он бывает только зимой. Можно, разумеется, зимой наколоть льда, укрыть его от жары опилками и летом держать продукты рядом с этим льдом. Но это не очень хороший способ. Во-первых, не всюду зимой бывает лёд, во-вторых, настоящего мороза всё равно не получается. Ведь как лёд не укутывай, он всё-таки постепенно тает. Значит, температура на таком леднике около нуля градусов. Это, собственно, не мороз, а оттепель.

Учёные и инженеры стали думать о том, как делать искусственный мороз. И, конечно, придумали. Сейчас по­строено много разных холодильных машин. Одну из них вы, наверное, видели. Это обыкновенный холодильник для хранения продуктов.

По Я. К р ы м о в у. 176 слов.
НА ОХОТЕ

Через четверть часа мы уже сидели на дощанике Суч­ка. Нам не очень было ловко, но охотники - народ нераз­борчивый. Вода скоро появилась у нас под ногами. К счастью, погода была тихая, пруд словно заснул.

Мы плыли довольно медленно. Наконец мы добрались до тростников. Утки шумно поднимались с пруда, выст­релы дружно раздавались вслед за ними. Всех подстре­ленных уток мы, конечно, не достали, но всё-таки к обеду лодка наша через край наполнилась дичью.

Владимир, к великому утешению Ермолая, стрелял вовсе не отлично. Ермолай стрелял, как всегда, победо­носно. В пылу перестрелки мы не обращали внимания на состояние нашего дощаника, как вдруг от сильного дви­жения Ермолая (он старался достать убитую птицу и всем телом налёг на край) наше ветхое судно наклонилось, зачерпнулось и торжественно пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте. Через мгновенье мы стояли в воде по горло. Теперь я без хохота вспомнить не могу бледных лиц моих товарищей (вероятно, и мое лицо не отличалось тогда румянцем), в ту минуту, признаюсь, мне и в голову не приходило смеяться.

По И. Тургеневу. 168 слов,
^ В РУССКОЙ ИЗБЕ

Деревня, в которой я очутился, была мне совершенно незнакома. Значит, не было у меня другого выхода, как стучаться в одно из чёрных окон и проситься перено­чевать.

Я брёл некоторое время вдоль деревни и неизвестно почему свернул к одной из изб (ничем она не отличалась от остальных, разве что была похуже). Есть, должно быть, у каждой из русских изб эдакое своё «выражение лица», которое может быть либо суровым, либо жалким, либо добрым, либо печальным. Наверно, этим-то я и руковод­ствовался, выбирая, в какое окно постучать.

Сначала я постучал в дверь на крыльце, потом, осме­лев, ноготком по морозному стеклу окна.

Через некоторое время я сидел на лавке без желания пошевелиться и блаженно озирался по сторонам. Жен­щина (ей на вид было лет пятьдесят - пятьдесят пять) достала из печи, погремев ухватом, небольшой чугунок. Я ел, а тётя Маша (так звали женщину) смотрела на ме­ня, сидя напротив, думая о своём.

По В. Солоухину. 141 слово.
^ НА ПЛАТО УСТЮРТ

Было у Пыльной Бури своё царство-государство. Оно отмечено на картах жёлтым цветом пустынь. Но больше всего, как утверждают легенды, любила Буря каменистое ровное плато Устюрт в Каракалпакии. Было ей, конеч­но, где разгуляться. Ни кустика, ни деревца, только пыль, пыль, пыль. Без следа, говорят, пропадали в ней ка­раваны.

Несколько лет назад появился на плато город. Боль­шинству жителей его нет ещё, наверное, и тридцати лет. Вот и назвали город Комсомольск-на-Устюрте. В этом го­роде дети ещё, конечно, очень маленькие. И в школе пока не так уж много учеников. Но недавно они вместе с ро­дителями вышли на решительный бой с Пыльной Бурей. На одиннадцати гектарах посадили сад. Одиннадцать ты­сяч деревьев, пятьсот кустов роз, две тысячи корней ви­нограда! Воду для них берут из глубоких артезианских скважин. Теперь, без сомнения, можно закрасить зелёным цветом ещё один маленький кусочек на карте Устюрта. Берегись, Пыльная Буря!

По Н. Пижуриной. 138 слов.
^ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ МЕЖДОМЕТИЯХ И СЛОВАХ-ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ДА И НЕТ

1. Ох, уж эти мне охотники! (Т.) 2. Ох, как тяжело, душно как! (А. О.) 3. Ох, ты, баловница! (Т.) 4. Ну, так вы теперь знаете всё. (Дост.) 5. Ну, начинайте, ребятки, начинайте! (Т.) 6. Ну, теперь, батюшка, можете идти. (Т.) 7. Э, да это гроза! (Т.) 8. Э, да что с тобой толковать! (П). 9. О! Зачем я не ворон степной? (Л.) 10. Увы, ни камни ожерелья, ни сарафан, ни перлов ряд, ни песни лес­ти и веселья её души не веселят. (П.) 11. Зайдя в лес, я то и дело натыкался, увы, на следы грибов, а не на сами грибы. (Сол.) 12. Чу! Я слышу топот его коня. (Т.) 13. Чу! Восклицания послышались грозные! (Н.) 14. Ой, полна, полна коробушка, есть и ситец и парча. (Н.) 15. Ах, не говори этого, Кудряш! (А. О.) 16.. Ах, не тер­зайте меня! (А. О.) 17. Тишина, ах, какая стоит тиши­на! (Алигер.) 18. Ах ты бедный! (А. О.) 19. Эй, пошёл, ямщик! (П.) 20. У! Баловень! (Гонч.)
^ ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Вставить в каждое предложение подходящее по смыслу меж­дометие.

1. Как больно! 2. Иди сюда поскорей, Петя! 3. Мои мечты не сбылись. 4. Зачем ты это сделал? 5. Как хорошо быть в лесу! 6. Раздались чьи-то громкие шаги. 7. Что же. ты молчишь, Андрей? 8. Наша команда победила! . Да, были люди в наше время. (Л.) 2. Да, это было, действительно зрелище любопытное, необычайное. (Марк.) 3. Да, нелегко и непросто расставались люди со старым укладом жизни. (Марк,) 4. Да чего же вам надобно? (Т.) 4.Да как же, брат, не ночевать же нам на дороге? (Т.) Да чего же они ждут? (Т.) 7. Да, мы умеем воевать, но не хотим, чтобы опять солдаты падали в бою на землю горькую свою. (Евт.) 8. Да, я это хорошо помню. (Гарш.) 9. Нет, я был слишком счастлив, я не мог спать. (Л. Т.) 10. Нет, моего к тебе пристрастья я скрыть не в силах, мать-земля! (Тютч.) 11. Нет! Никогда я зависти не знал. (П.) 12. Нет, не пошла Москва моя к нему с по­винной головою. (П.) 13. Нет, тонкий голосок Муму ни­ когда не раздавался даром. (Т.) 14. Нет у него ни отца, ни матери. 15. Нет, не догнать его уж нам. (А. К. Т.) 16. Нет дороги назад. 17. Нет, не забудет никто никогда школьные годы. (Ош.) 18. Нет, в таких условиях я никак не могу сосредоточиться. (Крут.) 19. О нет! Вы меня не проведёте!
^ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ

1. Вошла секретарша и доложила: «Инженеры ждут в кабинете директора». (Г. Ник.) 2. Андрей Павлович за­кричал не своим голосом: «Стой!» (Сол.) 3. Он слез с велосипеда и коротко потребовал: «Документы». (Сол.) 4. Я спросил: «Откуда ты?» 5. Машинист, добродушно улыбаясь себе, в бороду, говорил: «Мастеровому сейчас на селе не пропасть, работа найдётся». (И. О.) 7. Фёдор смотрел на мелькание лопат, на согнутые в напряжённом усилии спины и тихо сказал Якиму: «Митинг не нужен. Агитировать здесь некого». (И. О.). 8. Про­щаясь с Токаревым, Рита крепко пожала ему руку и ти­хо сказала: «Желаем удачи». «У вас нет йоду, молодой человек?» - спросила она. 12. «Машенька! - попросила Нина.- Расскажи нам, что с тобой случилось?» 13. Вошла Серафима Максимовна, спросила: «Вы о чём всё думаете, ад Мария?»
1. На вершине горы стоял хорошо видный сарай, куда била целая противотанковая батарея. (Сим.) 2. Его повели на холмик, откуда были видны позиции неприятеля. Он всё вспоминал Лизу такой, какой он знал её в дни молодости. (Фед.) 3. Чувство, которое охватило Завьялова в вагоне электрички при первом известии о спутнике, сейчас снова
овладело им. (Чак.) 6. Где-то высоко в темноте промчался реактивный самолёт с шумом, который в иные времена
был бы под силу лишь ветру и морю в жестокий шторм. (Чак.) 7. Люди, круг которых всё расширялся по мере расширения поля деятельности Серёжи, уже не казались ему такими необыкновенными. (Фад.)

1. Тут он узнал приёмную, в которой сидел утром, и стал искать выходной двери. (Ч.) 2. Начальник пожелал
видеть Оленина, с которым он был в родстве, и предложил ему остаться в штабе. (Л. Т.) 3. Из передней, дверь в которую была открыта, доносился приглушённый говор. (Фад.) 4. Вешнее солнышко приветливо глядело с голубого
неба, по которому двигались перистые облачка, и пригревало изрядно. (Ст) 5. Оставить раненого командира в лесу, где были немцы, он не мог. 6.Мы пересекли асфальтированную дорогу, по которой только что пришли из города, и прошли с полкилометра в сторону гор. (Сол.) 7. Он довёл его до скамейки, на которой до этого сидел сам, и молча посадил его. (Сим.)

1.Вдруг с той стороны, где сидел отряд Ильина, донёсся раскатистый дружный залп, за ним другой, третий. (Л. Т.) 2. Он отыскал вчерашние следы оленя, подобрался под куст в чащу, в то самое место, где вчера лежал олень, улёгся около его логова. 4. Во время утреннего чая к столу, где сидел Дубава со своими арсенальщиками, протискивался Панкратов. 5. На девственном снегу пустынной лесной дороги вился за ним вялый извилистый нечёткий след, какой
оставляет раненый зверь. (Б. П.) 7. Море было блистающее-голубое, каким оно было всегда в ясные, тёплые, тихие
дни. (С.-Ц.) 6.3а десять лет, что он тут не был весь этот район застроился каменными домами.

1. С того момента, когда он велел Гавриле грести тише, Гаврилу снова охватило острое выжидательное напряжение. (М. Г.) 2. Было время, когда старый замок служил даровым убежищем всякому бедняку без малейших ограничений. (Кор.) 4. Уж целый год работает Павка подручным кочегара на электростанции, куда определил его брат Артём. (И. О.) 5.Бульвар вёл к центральной площади города, откуда лучами расходились недлинные улочки. 6.За окном в ночных потёмках шумела буря, какою обыкновенно природа разражается перед грозой. 7. В один из тех студёных и ясных дней, когда леса одеваются мохнатым, сверкающим инеем, на столичном аэродроме приземлился воздушный корабль. 8. Ты запой мне ту песню, что прежде напевала нам старая мать. (Ее.) 11. Гроза, что так уверенно находила с вечера, не дошла до Юрьева. (Сол.) 12. Ёлки, что скромно прятались в роскоши лиственных деревьев, теперь вытянулись вперёд и протянули ветки. (Г. Ник.) 13. Отец взял с собой всё, что полагалось брать в дорогу. 14. На субботник должен прийти каждый, кто хочет видеть свой город чистым.
Дописать рассказ, используя в нём сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

^ ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

В центре небольшой орловской деревни Овсянниково есть восьмилетняя школа. Её построили на месте, где
в годы войны шли бои с фашистами.

Недалеко от школы большая воронка от многотонной бомбы, которую весной заливают талые воды. Все лето около этого «бассейна» раздаются весёлые голоса ребят. После дождя края воронки обрушились. Саша Борзенков, который проходил мимо, увидел странный металлический предмет, наклонился и замер. Из земли торчал остов стабилизатора. Это была бомба, которую...