Признаки относящиеся к простейшим животным. Контроль знаний по разделу «Беспозвоночные животные. Простейшие обитающие в морской воде и почве и другие

Часть С

1. По каким основаниям плоских червей и членистоногих животных разделили на классы?

2)членистоногих разделили, основываясь на различиях в строении, среде обитания, образе жизни, способах развития и количестве конечностей.

2. Чем опасны для человека бычий цепень и свиной солитер?

Элементы правильного ответа: 1)Эти черви выделяют в кишечник человека токсины и вызывают тошноту, рвоту, понос и т.д.

2)токсины поступают в кровь и изменяют ее состав.

3)токсины угнетают нервную систему.

3. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номер предложений, в которых они допущены, объясните их.

1)В богатых перегноем почвах живет один из представителей класса кольчатых червей – дождевой червь. 2)Он относится к типу малощетинковые черви. 3)Питается дождевой червь растительным опадом, заглатывая его вместе с почвой. 4)Кровеносная система у дождевых червей незамкнутая. 5) Роль сердец выполняют кольцевые кровеносные сосуды. 6)Газообмен происходит в подкожных капиллярах. 7) Дождевые черви гермафродиты.

Элементы правильного ответа:

(1) кольчатые черви – это тип животных.

(2)малощетинковые черви - класс животных.

(4)кровеносная система у кольчатых червей замкнутая.

4. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номер предложений, в которых они допущены, объясните их.

1)Появлению первых представителей типа Плоские черви предшествовало появление ряда крупных ароморфозов. 2)Возникли многоклеточность и двухслойное строение тела – основа для формирования многих органов и систем органов. 3)У червей появилась лучевая симметрия тела, обеспечивающая свободное плавание в воде. 4)Ориентации в пространстве способствовало возникновение органов чувств и диффузной нервной системы. 5)Появились пищеварительная и выделительная системы. 6)Сформировались постоянные половые железы, которые обусловили наиболее эффективные формы полового размножения.

Элементы правильного ответа: ошибки допущены в предложениях 2,3,4.

(2)строение тела трехслойное.

(3)симметрия двусторонняя.

(4 )тип н.с. - узловая

5. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номер предложений, в которых они допущены, объясните их.

1)Возникновению кольчатых червей предшествовало возникновение ряда идиоадаптаций. 2)Важнейшим изменением, обусловившим расцвет кольчецов, стало появление первичной полости тела. 3)Появление кровеносной (у многощетинковых) системы существенно повысило интенсивность обмена веществ. 4)Кровеносная система кольчатых червей незамкнутая. 5)Дыхательная система некоторых многощетинковых представлена жабрами. 6)К представителям типа Кольчатые черви относятся Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки и некоторые др. классы.

Элементы правильного ответа: ошибки допущены в предложениях 1,2,4.

(2)вторичная полость тела

(4)кровеносная система замкнутая.

6.Почему появление третьего зародышевого слоя в типе Плоские черви оказалось прогрессивным событием в мире животных?

Элементы правильного ответа: 1)Появление третьего слоя – мезодермы обеспечило развитие мышечных, костных, хрящевых тканей у животных, 2)из мезодермы развиваются кровеносная и выделительная системы, 3)появление третьего зародышевого слоя обеспечило развитие новых систем органов по сравнению с двухслойными животными, у которых этих систем нет.

8. Чем отличается планария от печеночного сосальщика?

9. Каковы основные отличия аскариды от дождевого червя?

(Protozoa), таксономическая группа микроскопических, в принципе одноклеточных, но иногда объединенных в многоклеточные колонии организмов. Примерно 30 000 описанных видов. Все простейшие - эукариоты, т.е. их генетический материал, ДНК, находится внутри окруженного оболочкой клеточного ядра, что отличает их от прокариотных бактерий, у которых оформленное ядро отсутствует. Структурные и физиологические признаки . Хотя тело простейших состоит из единственной клетки, это полноценные организмы, координированно осуществляющие все жизненно необходимые функции, включая питание, выделение продуктов распада и размножение. Большинство простейших - гетеротрофы, т.е., подобно животным, питаются готовыми органическими веществами, присутствующими в окружающей среде. Однако некоторые виды содержат пигмент хлорофилл и, как растения, способны, используя солнечную энергию, образовывать (фотосинтезировать) органические вещества (углеводы) из неорганических, т.е. питаться автотрофно. В связи с этим простейших относили то к растениям, то к животным, то выделяли в особую группу. Одна из современных классификационных схем помещает простейших вместе с одноклеточными водорослями и некоторыми другими организмами в царство протистов (Protista), в рамках которого простейшие считаются самостоятельным подцарством. Основные группы . Форма и строение клеток простейших весьма разнообразны; для некоторых групп характерны поверхностные чешуйки, раковины и даже сложно устроенные твердые скелеты. Однако по способу локомоции (речь идет прежде всего о свободноживущих, не паразитических организмах) их можно разделить на три главные группы: 1) жгутиковые, передвигающиеся с помощью немногих, но длинных нитевидных придатков (жгутиков); 2) ресничные (инфузории), использующие для этой цели обычно многочисленные, но короткие волосовидные структуры (реснички); 3) амебоидные (корненожки), «перетекающие» по твердому субстрату благодаря изменениям формы клетки. Некоторые очень мелкие паразитические виды обходятся без локомоции.

Самые мелкие простейшие относятся к роду

Некоторые простейшие покрыты органическими или минерализованными чешуйками, панцирями и раковинками, различными по строению и составу, или же обладают жестким внутриклеточным скелетом, обычно представляющим собой сложную решетчатую структуру.

Физиология . Простейшие фотосинтезируют органику (автотрофы) либо поглощают из среды органику (гетеротрофы), или же используют оба способа питания (миксотрофы). Гетеротрофы либо всасывают растворенные вещества поверхностью клетки (осмотрофы), либо заглатывают с помощью различных механизмов твердую пищу (фаготрофы), включая другие организмы (в том числе простейших), иногда преследуя для этого добычу. Твердые продукты обмена удаляются из клетки в окружающую среду путем слияния содержащих их вакуолей с наружной мембраной, иногда в специализированном ее участке (клеточной порошице, цитопрокте). Избыток воды с некоторыми растворенными метаболическими отходами активно выкачивается наружу сократительными вакуолями.

Дыхание простейших бывает анаэробным (бескислородным) или аэробным (требующим кислородной среды). Для облигатных анаэробов кислород вреден, и в богатой им среде они гибнут. Некоторые облигатные анаэробные простейшие в бедных кислородом водных местообитаниях дышат с помощью симбиотических бактерий. Интенсивность дыхания прямо пропорциональна температуре, а также зависит от типа метаболизируемого субстрата, т.е. молекул, расщепляемых для получения энергии, и таксономической группы.

Дата: __________ Контроль знаний по разделу «Беспозвоночные животные» Вариант 1

учени____ 7 «__» класса

Задания уровня А

Инструкция для учащихся

А1. Тип питания животных сходен с питанием:

    Растений 3. Грибов

    Водорослей 4. Бактерий

А2. Птицы в пищевых цепях занимают место:

    Продуцентов 3. Консументов

    Редуцентов 4. Всех указанных компонентов

А3. К фотосинтезу способна:

    Эвглена зелёная 3. Инфузория-туфелька

    Амёба обыкновенная 4. Лямблия кишечная

А4. Движется с помощью жгутиков:

    Амеба обыкновенная 3. Плазмодий малярийный

    Инфузория трубач 4. Лямблия печёночная

А5. У медузы нет:

    Эктодермы 3. Энтодермы

    Мезодермы 4. Нервных клеток

А6. У ленточных червей нет системы:

    Пищеварительной 3. Нервной

    Выделительной 4. Половой

А7. У бычьего цепня пищеварение:

    Кишечное 3. Внутриклеточное

    И кишечное, и внутриклеточное 4. Отсутствует

А8. В лёгких человека аскарида:

    Размножается 3. Находится во взрослой стадии

    Находится в стадии личинки 4. Не присутствует ни в одной из форм

А9. Какое из свойств дождевых червей использовали при строительстве подводных лодок?

    Способность червя жить под водой

    Способность плавать в толще воды и на её поверхности

    Способность восстанавливать утраченную часть тела

    Сегментацию тела

А10. Новой системой органов, возникшей в процессе эволюции у членистоногих, является:

    Пищеварительная 3. Дыхательная

    Кровеносная 4. Нервная

А11. Четыре пары ходильных ног у:

    Клеща 3. Кольчатого червя

    Бабочки 4. Жука

А12. С полным превращением развивается:

    Майский жук 3. Пустынная саранча

    Постельный клоп 4. Таракан рыжий

А 13.Куколки не бывает у:

    Овода лошадиного 3. Жука-носорога

    Клопа-солдатика 4. Комара обыкновенного

А14. Переносчики возбудителей заразных заболеваний встречаются среди представителей отряда:

    Перепончатокрылых 3. Чешуекрылых

    Жесткокрылых 4. Двукрылых

А15. Опасным вредителем сельского хозяйства является:

    Бражник мертвая голова 3. Большая переливница

    Озимая совка 4. Крапивница

Задания уровня В

Инструкция для учащихся

В1. Выберите признаки, относящиеся только к кишечнополостным животным.

А) Трёхслойное строение тела

Б) Двусторонняя симметрия

В) Двухслойное строение тела

Г) В цикле развития присутствует стадия полипа

Е) Тело состоит из эктодермы, энтодермы и мезоглеи

Ответ: _________________

Инструкция для учащихся

В2. Соотнесите признаки отрядов насекомых:

Признаки насекомых: Отряды:

    Личинка и имаго занимают разные среды обитания А) Чешуекрылые

    Ротовой аппарат грызущего типа Б) Прямокрылые

    Передние крылья жёсткие, задние – тонкие

    Ротовой аппарат превращён в хоботок

    Развитие прямое

    В стадии развития присутствует куколка

Задания уровня С

Инструкция для учащихся

С1. Назовите меры профилактики заражения человека круглыми червями.

Дата: __________ Контроль знаний по разделу «Беспозвоночные животные» Вариант 2

учени____ 7 «__» класса

Ф.И._________________________________

Задания уровня А

Инструкция для учащихся . При выполнении заданий уровня А выберите номер правильного ответа.

А1. Клетки животных в отличие от клеток растений:

    Безъядерные 3. Имеют другой генетический код

    Не имеют клеточной стенки 4. Не имеют митохондрий

А2. Общим свойством всех животных считается:

    Многоклеточность 3. Способность к автотрофному питанию

    Эукариотическое строение клеток 4. Наличие нервной системы

А3. Движется с помощью ресничек:

    Инфузория стилонихия 3. Эвглена зелёная

А4. К типу Кишечнополостные не относится:

    Медуза – корнерот 3. Коралловый полип

    Гидра пресноводная 4. Белая планария

А5. Общим признаком Плоских червей является:

    Трёхслойное строение тела 4. Лучевая симметрия

А6. Промежуточный хозяин – малый прудовик в цикле развития:

    Широкого лентеца 3. Бычьего цепня

    Свиного солитера 4. Печёночного сосальщика

А7. У аскариды:

    Двусторонняя симметрия тела и три слоя клеток

    Лучевая симметрия и три слоя клеток

    Два слоя клеток и лучевая симметрия

    Два слоя клеток и двусторонняя симметрия

А8. Кольчатые черви отличаются от круглых:

    Двусторонней симметрией 3. Сквозным кишечником

    Наличием полости тела 4. Наличием кровеносной системы

А9. Главным систематическим признаком типа Членистоногие является:

    Незамкнутая кровеносная система

    Развитие с полным превращением

    Трахейное дыхание

    Сегментация тела и конечностей

А10. Жабрами дышит:

    Жук-плавунец 3. Речной рак

    Паук тарантул 4. Медуза обелия

А11. Одинаковое число пар ходильных ног имеют:

    Паук и жук 3. Клещ и стрекоза

    Скорпион и клещ 4. Муха и медуза

А12. Неполное превращение свойственно:

    Бабочке Павлиний глаз 3. Стрекозе-коромыслу

    Жуку-пожарнику 4. Мухе домашней

А13. Личинки насекомых, живущие в воде, дышат:

    Жабрами 3. Трахейными жабрами

    Трахеями 4. Поверхностью тела

А14. Колорадский жук вредит:

    Капусте 3. Пшенице

    Свекле 4. Картофелю

А15. В биологической борьбе с вредителями сельского хозяйства используют:

    Рогохвостов 3. Жалящих ос

    Слепней 4. Наездников

Задания уровня В

Инструкция для учащихся . Выберите несколько верных ответов из шести. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.

В1. Выберите признаки, относящиеся только к простейшим животным.

А) Клетка- часть целого организма

Б) Органоиды передвижения временные или постоянные

В) Эукариотические одноклеточные организмы

Г) Прокариотические одноклеточные организмы

Д) Способ полового размножения некоторых представителей- конъюгация (обмен ядрами)

Ответ:______________

Инструкция для учащихся . Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

В2. Соотнесите признаки паукообразных и насекомых с классами, к которым они принадлежат.

Признаки: Классы:

1) Тело состоит из головогруди и брюшка А) Паукообразные

2) Четыре пары ходильных ног Б) Насекомые

3) Тело состоит из головы, груди и брюшка

4) Три пары ходильных ног

5) Глаза простые и сложные

6) Несколько пар простых глаз

Задания уровня С

Инструкция для учащихся . Дайте краткий или полный (развернутый ответ).

С1.Охарактеризуйте роль моллюсков в природе.

Животные 2017

1. Паук крестовик относится к классу паукообразных, так как у него

1) тело состоит из трёх отделов: головы, груди и брюшка

2) тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка

3) на голове нет усиков

4) на голове одна пара усиков

5) три пары ног

6) четыре пары ног

2. В каком случае поведение животных можно отнести к инстинктам?

1) нерестовые миграции рыб 2) реакции инфузории на поваренную соль

3) сбор нектара и пыльцы пчелами 4) передвижение эвглены зеленой в освещенное место

5) реакция аквариумных рыб на постукивание кормушки 6) откладывание кукушкой яиц в гнезда птиц

3.

3) личинка похожа на взрослое насекомое 4) личинка непохожа на взрослое насекомое

4. У пресноводной гидры, медузы и кораллового полипа

1) тело состоит из двух слоев клеток

2) органы состоят из тканей

3) замкнутая кровеносная система

4) тело имеет лучевую симметрию

5) в наружном слое тела располагаются стрекательные клетки

6) каждая клетка выполняет все функции живого организма

5. Какие признаки характерны для животных?

1) по способу питания – автотрофы 2) питаются готовыми органическими веществами

3) большинство активно передвигаются 4) большинство практически неподвижны

5) по способу питания – гетеротрофы 6) клетки имеют хлоропласты и оболочку из клетчатки

6. В чем проявляется сходство археоптерикса с пресмыкающимися?

1) тело покрыто перьями 2) имеет длинный хвост

3) задние конечности имеют удлиненную цевку 4) на ногах 4 пальца (3 направлены вперед, 1 – назад)

5) на челюстях имеются зубы 6) пальцы с когтями на передних конечностях

7. По каким признакам определяется принадлежность археоптерикса к классу птиц?

1) тело покрыто перьями 2) на передних конечностях три пальца с когтями

3) на задних конечностях удлиненная кость – цевка 4) на ногах 4 пальца (3 направлены вперед, 1 – назад)

5) на челюстях зубы 6) грудина небольшая, без киля

8. Выберите признаки, относящиеся к простейшим животным

1) клетка – целостный организм 2) органеллы передвижения временные или постоянные

3) эукариотические одноклеточные организмы 4) прокариотические одноклеточные организмы

5) многоклеточные организмы 6) реагируют на изменение окружающей среды с помощью рефлекса

9. Выберите признаки, относящиеся только к кишечнополостным животным

1) трёхслойное строение тела 2) двусторонняя симметрия

3) двухслойное строение тела 4) в цикле развития присутствует стадия полипа

10. Выберите три правильных утверждения из шести. К признакам кольчатых червей относят

1) окологлоточное нервное кольцо и отходящие от него нервные стволы с ответвлениями

2) щетинки на члениках тела

3) окологлоточное нервное кольцо и брюшная нервная цепочка

4) слабое развитие или отсутствие органов чувств

5) наличие замкнутой кровеносной системы

6) питание тканями органов тела человека

11. Выберите три верных ответа из шести. К ленточным червям относятся

1) эхинококк 2) свиной цепень 3) широкий лентец

4) кошачья двуустка 5) печёночный сосальщик 6) молочно–белая планария

12. Выбрать три утверждения из шести предложенных. Какие признаки характерны для речных раков

1) тело разделено на головогрудь и брюшко 2) тело покрыто раковиной

3) органы выделения – зелёные железы 4) имеют три пары ходильных ног

5) питание хемотрофное, продуценты 6) дышат растворённым в воде кислородом

13. Выбрать три утверждения из шести предложенных. Признаками насекомых являются

1) дыхание растворённым в воде кислородом 2) деление тела на головогрудь и брюшко

3) трахейное дыхание 4) одна пара сложных (фасеточных) глаз

5) четыре пары ходильных конечностей 6) деление тела на голову, грудь и брюшко

14. Усложнение организации костных рыб по сравнению с хрящевыми проявляется в

1) наличии у большинства видов плавательного пузыря 2) отсутствии плавательного пузыря

3) хрящевой основе внутреннего скелета 4) окостенении скелета

5) формировании жаберных крышек 6) отсутствии жаберных крышек

15. Каковы особенности органов кровообращения и дыхания земноводных?

1) сердце трёхкамерное без перегородки в желудочке,

3) один круг кровообращения,

4) два круга кровообращения,

5) на всех стадиях развития дышат с помощью лёгких,

6) на стадии взрослого животного дышат с помощью лёгких и кожи.

16. Какие особенности строения характерны для лягушек?

1) развитие происходит в воде, яйцеклетка без защитных оболочек,

2) дыхание кожно–лёгочное,

3) развитие происходит только на суше,

4) дыхание кожное,

5) сердце трёхкамерное, два круга кровообращения,

6) сердце четырёхкамерное, два круга кровообращения.

17. Какие из названных признаков обеспечили черепахам приспособленность к жизни на суше?

1) Развитие зародышевых оболочек, 2) появление двух кругов кровообращения,

3) внутреннее оплодотворение, 4) роговые образования кожи – чешуи, щитки,

5) четырёхкамерное сердце с полной перегородкой, 6) трёхкамерное сердце без перегородки.

18. Выберите признаки, характеризующие прогрессивную эволюцию рептилий.

1) кожное дыхание, 2) развитие плотной яйцевой оболочки,

3) появление второго круга кровообращения, 4) холоднокровность,

5) усиление функции лёгких, 6) возникновение неполной перегородки в желудочке сердца.

19. Приспособления к жизни в воде, сформировавшиеся в процессе эволюции у китов:

1) превращение передних конечностей в ласты, 2) дыхание кислородом, растворённым в воде,

3) дыхание кислородом воздуха, 4) обтекаемая форма тела,

5) развитый подкожный слой жира, 6) постоянная температура тела.

20. Киты, как и другие млекопитающие:

1) дышат кислородом воздуха,

2) дышат кислородом, растворённым в воде,

3) имеют обтекаемую форму тела,

4) имеют четырёхкамерное сердце,

5) передвигаются с помощью ласт и хвостового плавника,

6) обладают постоянной температурой тела и интенсивным обменом веществ.

21. Выберите характерные особенности органов кровообращения и дыхания млекопитающих:

1) сердце четырёхкамерное, дыхание лёгочное,

2) сердце трёхкамерное с неполной перегородкой в желудочке,

3) один круг кровообращения,

4) два круга кровообращения,

5) в лёгкие поступает артериальная кровь,

6) в лёгкие поступает венозная кровь.

22. Выберите признаки, характерные для класса Млекопитающие.

1) развиваются из трёх зародышевых листков,

2) размножаются только половым путём,

3) есть стрекательные клетки,

4) органы дыхания – жабры, трахеи, лёгкие,

5) теплокровные, в основном плацентарные животные,

6) нервная система представлена брюшной нервной цепочкой.

23. Выберите наиболее существенные эволюционные приобретения млекопитающих.

1) плацента, 2) возникновение реакций матричного синтеза, 3) теплокровность,

4) прикреплённость к месту обитания, 5) связь с водой, 6) дифференциация зубов.

24. У насекомых с полным превращением

1) три стадии развития 2) четыре стадии развития

3) личинка похожа на взрослое насекомое 4) личинка не похожа на взрослое насекомое

5) за стадией личинки следует стадия куколки 6) во взрослое насекомое превращается личинка

25. Выберите три верных ответа из шести. Для животной клетки характерно наличие

1) рибосом 2) хлоропластов 3) оформленного ядра

4) целлюлозной клеточной стенки 5) комплекса Гольджи 6) одной кольцевой хромосомы

26. У насекомых с неполным превращением

1) три стадии развития 2) внешнее оплодотворение

3) личинка похожа на кольчатого червя 4) личинка cходна по внешнему строению со взрослым насекомым

5) за стадией личинки следует стадия куколки 6) личинка превращается во взрослое насекомое

27. К костным рыбам относятся: 1. акулы 2. осетры 3. стерляди 4. скаты 5. ланцетники 6. сазаны

28. Выберите представителей животных, развитие которых происходит со сменой хозяев.

1. печеночный сосальщик 2. домашняя муха 3. бычий цепень

4. широкий лентец 5. майский жук 6. пиявка медицинская

29. Выберите признаки, являющиеся общими для членистоногих и моллюсков.

Ответ запишите цифрами без пробелов.

1. лучевая симметрия тела 2. двусторонняя симметрия тела 3. трехслойное строение тела

4. сегментация тела 5. хитиновый покров 6. незамкнутая кровеносная система

30. Непереваренные остатки пищи выводятся через ротовое отверстие у

1) планарии 2) гидры 3) аскариды 4) комара 5) медузы 6) кальмара

31. Выберите три ответа. Для земноводных, в отличие от пресмыкающихся, характерно

1) внутреннее оплодотворение 2) наружное оплодотворение 3) откладывание яиц в воду

4) размножение на суше 5) развитие с метаморфозом 6) развитие без превращения

1) развитие личинки в теле хозяина 2) размножение половым путём

3) наличие плотной кутикулы 4) наличие двусторонней симметрии тела

5) наличие кожно-мускульного мешка 6) образование большого числа яиц

33. Млекопитающие отличаются от пресмыкающихся наличием следующих признаков:

1) волосяной покров 2) трёхкамерное сердце 3) потовые железы

4) развитие плаценты 5) кожа сухая 6) непостоянная температура тела

34. Какие из приведенных животных имеют мантию и мантийную полость?

1) Скорпион 2) Каракатица 3) Беззубка 4) Дождевой червь 5) Виноградная улитка 6) Планария

35. Животные, имеющие первичную полость тела, - это

1) бычий цепень 2) аскарида 3) острица 4) ришта 5) свиной солитёр 6) печёночный сосальщик

36. Выберите организмы, у которых органы выделения представлены почками.

1) речной рак 2) дождевой червь 3) рыба 4) пчела 5) ящерица 6) лягушка

37. Какие из приведённых ниже животных относятся к первичноротым?

1) дождевой червь 2) минога 3) пчела 4) ланцетник 5) морской ёж 6) беззубка

38. Какие из приведённых ниже животных относятся к вторичноротым?

1) виноградная улитка 2) морская звезда 3) аскарида 4) карась 5) человек 6) дрозофила

39. Сходство ракообразных, паукообразных и насекомых состоит в том, что у них

1) тело состоит из отделов 2) нервная система в виде трубки

3) конечности разделены на сегменты 4) покров состоит из хитина

5) одинаковое количество усиков 6) замкнутая кровеносная система

40. Какие из перечисленных ароморфозов привели к возникновению рептилий? Выберите три ответа.

1) появление грудной клетки для засасывания воздуха в легкие

2) возникновение покрова из ороговевших чешуй

3) формирование пятипалых конечностей 4) появление оболочек яиц

5) возникновение кожного дыхания 6) появление второго круга кровообращения

41. Выберите из приведённых примеров ароморфозы (усложнения организации).

1) Возникновение четырехкамерного сердца у млекопитающих.

2) Возникновение кровеносных сосудов мозга у птиц.

3) Возникновение системы кровоснабжения печени у пресмыкающихся.

4) Возникновение двух кругов кровообращения у земноводных.

5) Возникновение кровеносной системы у кольчатых червей.

6) Возникновение капиллярной системы в жабрах рыб.

42. Выберите три верных ответа из шести.

Если в процессе эволюции у животного сформировался головной мозг,

изображённый на рисунке, то для этого животного характерны

1) четырёхкамерное сердце 2) наружное оплодотворение

3) кожные покровы с чешуйками или щитками 4) постоянная температура тела

5) ячеистые лёгкие 6) развитие зародыша в матке

43. Прочитайте текст. Известно, что рыжий кенгуру относится к семейству сумчатых млекопитающих. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже текста три предложения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

(1) Рост самца большого рыжего кенгуру составляет 1,5 метра (2) Рыжий кенгуру может прыгать на 13,5 метра в длину, 3,3 в высоту. (3) Питается рыжий кенгуру травами степей и полупустынь, злаками и

другими цветковыми растениями. (4) Подобно другим сумчатым, самка кенгуру рожает крошечного детеныша весом 1 г и 2 см длинной, который хватается за шерсть матери, заползает в сумку. (5) В сумке

детеныш хватает один из сосков и прирастает к нему губами на 2,5 месяца. Сил сосать у него нет, поэтому самка впрыскивает ему молоко в рот благодаря сокращению специальных мышц живота. (6) Повзрослев,

кенгуренок начинает совершать короткие вылазки из сумки матери, тут же запрыгивая обратно при малейшем шорохе.

44 . Прочитайте текст. Известно, что обыкновенный бегемот, или гиппопотам, - крупное полу водное травоядное млекопитающее. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите цифры. (1) Масса крупных самцов достигает 4 тонн, длина тела 3 метра, высота в плечах до 165см. Ноздри, глаза и уши несколько приподняты, что позволяет бегемоту дышать, смотреть и слышать, оставаясь почти полностью под водой. (2) Характерной особенность бегемота является его полуводный образ жизни - большую часть времени он проводит в воде, выходя на сушу только ночью на несколько часов для кормежки. (3) Шкура бегемота имеет серо-коричневый цвет с розоватым оттенков и достигает толщины 4см. (4) Общая длина пищеварительного тракта (желудок и кишечник) составляет 60 метров, что позволяет бегемоту значительно полнее усваивать клетчатку из растений. (5) Половой диморфизм выражен слабо, самки меньше самцов на 10%. (6) Бегемот относится к отряду парнокопытных, так как его конечности имеют четыре пальца, каждый из которых оканчивается подобием копытца.

45. Проанализируйте таблицу «Одноклеточные животные». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Одноклеточные животные

Представитель

Амеба обыкновенная

Эвглена зеленая

Питание

(А)

Автотрофное (на свету), гетеротрофное (в темноте)

(Б)

Ложноножки

Жгутики

Выделение

Сократительная вакуоль

(В)

    Автотрофное 2. 2 сократительные вакуоли 3. Сократительная вакуоль

46. Рассмотрите скелет птицы, как называются части скелета,

обозначенные цифрами 1 и 2, какое значение они имеют.

9. 346

10. 235

11. 123

12. 136

13. 346

14. 145

15. 146

16. 125

17. 134

18. 256

19. 145

20. 146

21. 146

22. 125

23. 136

24. 245

25. 135

26. 146

27. 236

28. 1 34

29. 236

30. 125

31. 235

32. 136

33. 134

34. 235

35. 234

36. 356

37. 136

38. 245

39. 134

40. 124

41. 145

42. 146

43. 456

44. 124

45. 653

46.

1) Под цифрой один - киль, под цифрой 2 - цевка - приспособление для полета,

2) Киль (вырост грудины) - к нему прикрепляются сильные грудные мышцы, двигающие крылья.

3) Цевка (часть костей предплюсны и все плюсневые кости срослись и образовали единую

кость) - дополнительная кость для мягких приземлений и обеспечивает способность не

падать с веток (или, длинная цевка помогает птице лучше отталкиваться при взлете и бегать по земле).

А) мутация Y -хромосомы

Б) мутация Х-хромосомы

В) мутация в хромосомах клетки печени

Г) мутация в яйцеклетке

Д) мутация в клетках кожи

Е) мутация в нервных клетках

23. В чем заключается биологический смысл гипотезы чистоты гамет?

24. Объясните, как связаны открытия Г. Менделя с открытием мейоза,

гена, структуры и функций ДНК.

25. Какова роль наследственности и изменчивости в формировании приспособленности организмов к условиям окружающей среды?

26. В последние десятилетия люди очень озабочены проблемами сохранения окружающей среды. Назовите несколько причин для такой озабоченности.

27. Выберите явления, имеющие отношение к результатам отдаленной гибридизации.

А) Снижение продуктивности первого поколения гибридов

Б) Создание «бестера» - гибрида белуги и стерляди

В) Усиление продуктивности гибридов первого поколения

Г) Выявление рецессивных признаков у первого поколения

Д) Отсутствие потомства у особей первого поколения

Е) Возрастание плодовитости гибридов

28. Назовите три научных теории.

А) Установление структуры ДНК

Б) Учение о строении цветка

В) Учение о хромосомной наследственности

Г) Учение об эволюции органического мира

Д) Открытие ядра в клетке

Е) Утверждение о единстве строения живых организмов

29. Соотнесите фамилии известных селекционеров и их научные работы.

30. Три фермера конкурента занимаются селекцией картофеля. У каждого различные методы селекции. Первый выводит несколько чистых линий, скрещивает их между собой в разных комбинациях, полученные гибриды отбирает и снова повторяет цикл. Второй ежегодно скрещивает гетерозисные формы друг с другом. Третий берет две чистые линии и повторяет методику первого фермера. Кто из фермеров победит в этой конкуренции? Ответ докажите.

31. Расположите в правильной последовательности этапы создания генетически измененных организмов.

А) Введение вектора гена в бактериальную клетку

Б) Отбор клеток с дополнительным геном

В) Создание условий для наследования и экспрессии гена

Г) Объединение созданного гена с вектором

Д) Получение гена, кодирующего интересующий признак

Е) Практическое использование трансформированных клеток для

продуцирования белка

Примечание. Вектор гена - это молекула ДНК, способная к репликации в той клетке, в которую будут подсаживать ген.

32.Какие науки являются теоретической основой селекции?

33. В чем заключаются прогрессивные черты таких направлений, как

биотехнология и генная инженерия?

34. В чем заключаются этические проблемы клонирования людей?

Раздел 4. МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ,

ИХ СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

РОЛЬ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

КЛАССИФИКАЦИЯ

1. Чем отличаются грибы от растений?

2. По каким признакам отличают царство грибов от царства
животных?

3. В чём проявляется усложнение папоротников по сравнению
с мхами? Приведите не менее трёх признаков.

4. Чем отличается семя сосны от споры папоротника и в чём
их сходство?

5. Какие приспособления к жизни на суше сформировались у
растений в процессе эволюции? Приведите не менее трёх
примеров.

6. По каким признакам растения семейств Лилейные и Злаки
относят к классу Однодольные? Укажите не менее 4-х при-
знаков.

7. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера
предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Плоские черви - это трехслойные животные. 2. К типу
Плоские черви относят белую планарию, человеческую аскариду
и печеночного сосальщика. 3. Плоские черви имеют вытянутое
уплощенное тело. 4. У них более развита нервная система, чем у
кольчатых червей. 5. Плоские черви - раздельнополые животные, откладывают яйца.

8. Чем отличается кровеносная система членистоногих от
кровеносной системы кольчатых червей? Укажите не менее 3-х признаков, которые доказывают эти отличия.

9. Один из ароморфозов у насекомых - появление трахейного
дыхания. Каково строение трахей и их значение в жизни
насекомых?

10. Чем костные рыбы отличаются от хрящевых? Назовите
не менее 3-х отличий.

11. Какие ароморфозы позволили древним земноводным освоить
сушу?

12. Почему крокодилов и водных черепах относят к классу Пре-
смыкающиеся? Укажите не менее 4-х признаков.

13. Какие ароморфозы позволили птицам широко распространиться в наземно-воздушной среде обитания? Укажите не
менее трех примеров.

14. Какие ароморфозы обеспечили теплокровность млекопитающим? Укажите не менее 3-х ароморфных признаков.

15. Какие функции выполняют кожные железы млекопитающих?

16. Укажите признаки, по которым вибрион отличается от бактериофага.

А) Состоит из РНК и белка

Б) Размножается делением

В) Имеется кольцевая ДНК, расположенная в цитоплазме

Г) Прикрепляется к бактериальной клетке

Д) Относится к прокариотам

Е) Проявляет свойства жизни только внутри организма

17. Выберите имена ученых, внесших серьезный вклад в борьбу с инфекционными заболеваниями.

А) Ч. Дарвин

Б) И.П. Павлов

В) Л. Пастер

Г) И.И. Мечников

Д) И.М. Сеченов

18. Выберите пункты, указывающие на роль бактерий в природе.

А) Образуют плесень на продуктах

Б) Разрушают мертвые органические вещества до минеральных

В) Образуют микоризы с растениями

Д) Живут в симбиозе с водорослью, образуя лишайник

Е) Улучшают азотное питание растений

19. Выберите правильные утверждения.

А) Мхи относятся к споровым растениям

Б) Спорофитом кукушкина льна является листостебельная часть растения

В) У мхов впервые появляются проводящие ткани

Г) Оплодотворение у мхов не зависит от воды

Д) У кукушкина льна на гаметофите созревает несколько спорофитов

Е) Спорофиты кукушкина льна образуются на женских растениях

20. Укажите пункты, в которых названы признаки сходства кукушкина

льна и сфагнума.

А) Есть ризоиды

Б) Есть фотосинтезирующие клетки

В) Есть воздухоносные клетки

Г) Есть спорангии

Д) Образует гаметы

Е) Спорофиты представлены несколькими спорангиями

21. Выберите признаки покрытосеменных растений.

А) Оплодотворение происходит с участием воды

Б) Спорофит представлен спорангием со спорами

В) Гаметофит представлен пылинкой

Г) Оплодотворение происходит в цветке

Д) Семена располагаются открыто на чешуях побегов

Е) Встречаются все жизненные формы

22. Соотнесите признаки растений с отделами, в которых они находятся.

23. Расставьте растения в той последовательности, в которой их предки появились на Земле.

А) Папоротник орляк

Б) Цианеи

Д) Кукушкин лен

24. Чем отличаются покрытосеменные растения от растений остальных

25. В чем проявляется разнообразие и приспособленность покрытосеменных к образу жизни?

26. Почему покрытосеменные растения нуждаются в особенной охране?

27. Назовите приспособления растений, которые одновременно служили бы адаптациями к противоположным условиям среды (холод - жара, засуха -влага и т.д.).

28. Выберите признаки, относящиеся только к простейшим животным.

А) Клетка - часть целого организма

Б) Органеллы передвижения временные или постоянные

В) Эукариотические одноклеточные организмы

Г) Прокариотические одноклеточные организмы

Д) Способ полового размножения некоторых представителей -

конъюгация (обмен ядрами)

29. Выберите признаки, относящиеся только к кишечнополостным животным.

А) Трехслойное строение тела

Б) Двусторонняя симметрия

В) Двуслойное строение тела

Г) В цикле развития присутствует стадия полипа

Е) Тело состоит из эктодермы, энтодермы и мезоглеи

30. Выберите признаки малощетинковых кольчатых червей.

Б) Тело сегментировано

В) Кишечник сквозной

Г) Гермафродиты

Д) Пищеварительной системы нет

Е) Кровеносной системы нет

31. Соотнесите признаки паукообразных и насекомых с классами, к которым они принадлежат.

32. Соотнесите признаки отрядов насекомых.

33. Соотнесите ароморфозы с классами животных, в которых они произошли.

34. Установите последовательность, в которой в соответствии со школьным учебником возникли перечисленные классы животных.

А) Многощетинковые кольчецы

Б) Насекомые

В) Саркодовые

Г) Сосальщики

Д) Пресмыкающиеся

Е) Земноводные

Ж) Двустворчатые моллюски

35.Какие типы вакуолей существуют у простейших животных?

36. Найдите ошибки в тексте:

1. Кишечнополостные - трехслойные, беспозвоночные животные.

2. Среди них встречаются как свободноживущие формы, так и прикрепленные к субстрату. 3. Размножаются только вегетативным способом. 4. Включают классы: гидроидные, сцифоидные, жгутиконосцы.

37. Докажите, что возникновение плацентарного развития плода - это значительный ароморфоз в процессе эволюции животных.