Подготовка к экзамену: как выучить биологию самостоятельно дома с нуля. Как быстро и легко запомнить текст. Способы, которые работают Что нужно для урока биологии

Нестандартные формы урока по биологии как способ повышения интереса к предмету

Сенькина Н.Н., учитель биологии МБОУ «СОШ №14» г Сергиев Посад, победитель национального проекта «Образование» 2010г.

« Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи.

Важнейшая цель образования на современном этапе его развития – жизненная самореализация личности. Мы формируем личность, готовую к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и к саморазвитию. Независимо от того, какую педагогическую технологию или технологию обучения учитель предпочитает, главная его задача – вооружить ученика инструментом для самообразования и научить пользоваться этим инструментом. Обучение учащихся способам получения знаний невозможно без развития мышления, умения планировать собственную деятельность при решении поставленных учебных задач. Новые социальные запросы определяют цели образования, как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие ключевую компетенцию образования «научить учиться».

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, межпредметных и предметных результатов. В связи с этим важнейшей задачей современной системы образования является – формирование универсальных учебных действий, т.е. совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет?

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Но эффективность любого урока определяется не тем, что дает учитель, а тем, что дети взяли в процессе обучения. Результаты работы учителя оцениваются умениями его учеников, уровнем самостоятельности учащихся на уроке, отношением учащихся к предмету, учителю, друг к другу, воспитательной и развивающей личности, возникшей в ходе урока.

Во все времена педагога волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного. Как с помощью биологии развить личность ученика, его творческое мышление, умения анализировать, делать выводы и иметь на все собственную точку зрения?

Ответы на эти разноплановые вопросы я нашла в разнообразных, нестандартных формах преподавания предмета. Основной целью, которых является повышение качества обучения, эффективности урока.

Проведенное среди учащихся анкетирование подтвердило мою правоту. Только 41% учащихся испытывали интерес к предмету биология до начала системного использования нестандартных форм и приемов работы. Второе анкетирование показало намного возросший интерес к предмету.

Нестандартный урок – это импровизация учебного материала, где учитель сценарист, режиссер. А дети, будущие талантливые актеры жизни.

Тема нестандартного обучения не является абсолютно новой. Я.А. Коменский, Ш.А. Амонашвилли, К.Д. Ушинский, В.Ф. Шатолов и многие-многие другие изучали нетрадиционное обучение и активно внедряли его в свою практику. На сегодняшний день эта тема очень актуальна. В последние годы интерес к нетрадиционному обучению значимо усилился. Это связано с социальными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для перестроечных процессов в сфере образования – создание новых типов школ, активного внедрения в практику различных педагогических инноваций, авторских программ и учебников.

Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения, по сути, они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.

Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь

«с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной, творческой». А главное это то, что обучающиеся ищут самостоятельные пути и варианты поставленной учебной задачи, активно проявляют полученных знаний в незнакомых условиях. На таких занятиях учащиеся не просто рассказывают сообщения, а пытаются донести с помощью ярких и запоминающихся опытов, проектов, презентаций и другого вместе с учителем основной материал урока. Таким образом, они принимают активное участие в ходе урока. Многообразие типов нестандартных уроков позволяет использовать их на всех ступенях образования детей и на разных предметах. А внедрение новых технологий в учебный процесс – компьютеризация школ, оснащение школ проекторами – позволяет придумывать новые нестандартные уроки.

Вот почему, я использую нестандартные формы обобщающих уроков, в которых применяю современные педагогические технологии.

Целями обобщающих уроков является проверка и систематизирование знаний учащихся, приобретенных при изучении той или иной темы, раздела, а так же обогащение этих знаний некоторыми новыми сведениями. На таких уроках важно предусмотреть смену форм учебной работы, разнообразные методические приемы, самостоятельные работы, направленные на повышение активности учащихся и обеспечивающие возможность управления их деятельностью со стороны учителя.

Любой урок стараюсь составить ярко, красочно, образно раскрыть живые страницы биологии, чтобы дети испытывали потребность узнать что-то новое, а, уходя с урока, захотели бы найти продолжение услышанного в дополнительной литературе, а также с желанием и интересом пришли на следующий урок. Мне кажется, что все эти задачи успешно решают нестандартные уроки.

В моей практике уже сложилась система нетрадиционных уроков по биологии

Урок – игра «Корнеландия» (Обобщающий урок по теме «Корень»), «Листландия» (Обобщающий урок по теме «Побег»).

Класс делится на 4 команды. Учитель может провести жеребьевку или самостоятельно разделить на равноценные команды. Капитаны команд (ученики, которые имеют оценку «5» и «4») вытаскивают конверты с заданиями для групп. В каждом конверте лежат по 4 задания, на обсуждение каждого задания дается 1 минута. Вопросы и задания разрабатывает учитель и они должны затрагивать морфологическое, анатомическое, физиологическое строение корня.

Перед учащимися ставится задача: «Какой корень быстрее доставит в стебель питательные вещества?

Правильный ответ – 2 шага вперед по корню;

Неполный ответ – 1 шаг;

Дополнение –1 шаг.

«В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития», - писал В.А. Сухомлинский.

Используя данный принцип игры можно провести массу обобщающих уроков по разным темам курса и разделам биологии.

Урок – игра «Биатлон» (Обобщающие уроки по темам «Млекопитающие», «Птицы»)

Организационный момент урока.

Класс делится на группы по 4 –5 человек в каждой. Каждому ученику в группе присваивается личный номер, т.е. вариант карточки. Группа работает над заданием в течение 5 минут, затем пересаживается за другой стол, где приступает к выполнению следующего задания и проходит все рубежи.Данная форма урока – форма закрепления и обобщения знаний, обусловленная развитием научной организации учебного труда школьников на уроке. Такая игра может проводиться после изучения любой темы. Своими целями она ставит активизацию мыслительной деятельности и самостоятельности применения учебного материала.

Урок – игра «Алфавит» обобщающий урок по теме: «Классификация цветковых растений». Урок проводится по сценарию телевизионной игры «Алфавит». В игре принимают участие 3 команды (желтые, зеленые, красные) по 7-8 человек. Команда выбирает участника, который будет отвечать на вопросы игры, но если он не справится с ответом, то игрок может попросить помощи у команды. В ходе игры команды могут заработать жетон, который позволит, получить дополнительную оценку. За две недели до игры участники команд получают домашнее задание: подобрать по теме урока пословицы, загадки, стихотворения, поговорки, рецепты о лечебной силе растений, составить вопросы, которыми команды будут обмениваться в ходе игры.

Урок – викторина «Прощание с БОТАНИКОЙ» (Обобщающий урок проводится после изучения раздела «Растения») В уроке я предусмотрела смену форм учебной работы: работа с научными терминами, работа с гербариями; разнообразные методические приемы; самостоятельные работы учащихся. Проводится по принципу «Крестики-нолики» и телевикторины «Счастливый случай». Игре предшествует разминка, затем 9 геймов, для награждения победителей игры разработаны «ОРДЕНА». Участники: две команды по 8 человек в каждой, два ассистента, группа консультантов и присутствующие болельщики.

Две команды соревнуются в знаниях в течение всех геймов.

    Болельщики участвуют в разминке и отвечают на вопросы, в случае если команды затрудняются ответить.

    Группа консультантов анализирует ответы всех участников игры, формирует выводы.

    Ассистенты ведут подсчет баллов и оказывают помощь ведущему (в каждом гейме команды имеют возможность получить очко крестик (Х) или нолик (0), которое заносится в счетное табло).

Перед началом игры разминка помогает сконцентрировать внимание всех участников на игре. Им предлагается повторить систематику растений.

Жеребьевка . Игру начинает та команда, которая отгадает загадку или ребус.

Ход игры:

1-ый гейм – «Круг знаний» ;

2-ой гейм – «Пятый лишний»;

3-ий гейм – «Найди ошибку» ;

4-ий гейм – «АБВГД-ейка»;

5-ый гейм – «Узнай меня» ;

6-ой гейм – «Почемучки» ;

7-ой гейм – «Лабиринт «Цветы вокруг нас» ;

8-ой гейм – «Кто он» ;

В ходе урока звучит музыка.

Урок – лекция . Это одна из основных форм изложения нового материала на уроках в старших классах. Однако лекции в чистом виде довольно утомительны для школьников, поэтому можно использовать лекции-беседы и проблемные лекции. На таких уроках учащиеся включаются в работу, спорят, приводят интересные примеры, рассказывают о прочитанном, делают самостоятельные выводы, т. е. проявляют высокую активность. Пример:лекция - рассуждение : «Моя родословная». Материал данной лекции знакомит учащихся не только с генеалогическим методом, изучения родословных, раскрывает ход построения самой родословной, но и воспитывает у учащихся уважение и интерес к своим предкам, чувство ответственности за потомков. Необходимо донести до сознания ребенка ценность своей и чужой жизни и здоровья, а особенно жизни старых, тяжело - и неизлечимо больных, а, главное, детей, которые еще не родились! Подвигнуть учащихся на составление своей родословной.

Русский философ о. П.Флоренский считал генеалогию своеобразной педагогикой: «История рода должна давать нравственные уроки и задачи». Он призывал к активному познанию своего рода, утверждал, что перед каждым родом стоит «заданная» ему историческая задача, которую он «призван решать»

Урок – конференция . Урок – конференция тоже является необычным для детей. Для его успеха необходим подлинный интерес к докладам, темы которых учащиеся выбирают сами . Сведения и сообщения учащихся должны быть сделаны в такой форме, которая обеспечила бы доступность излагаемого материала для всех присутствующих. Это требует индивидуальной подготовительной работы с докладчиками. Продолжительность каждого доклада не должна превышать 5-7 минут. Этого времени вполне достаточно, чтобы изложить и постановку проблемы, и основные результаты опытов, и выводы. Задача учителя – помочь учащемуся подготовить сообщение в соответствии с темой, убедиться, что он излагает хорошим языком, в рамках регламента времени. Слушатели не могут воспринять подряд более 4-5 сообщений. Можно провести оживленную дискуссию по докладам. Если подготовленных докладов много, они делятся на две категории: устные и стендовые сообщения. Класс можно украсить соответствующими плакатами. Итог конференции подводит учитель. Научно-практическая конференция – одна из наиболее сложных и трудоемких форм работы. Ее подготовка требует от учителя значительных усилий и затрат времени. Но все это окупается тем глубоким впечатлением, которое оставляет у школьников удачно проведенная конференция. Пример: конференция на тему: «Бионика» в ходе, которой обучающиеся закрепляют представление о естественном отборе как главном факторе эволюции – приспособленности организмов к среде обитания. Получают знания об оригинальных технических системах и технологических процессах (системах), созданных человеком на основе идей, найденных и заимствованных у природы,

которые можно использовать для развития техники, архитектуры, приборостроения и др.

Наиболее совершенным методом обучения, с точки зрения исследовательской деятельности учащихся, является работа над проектами. Проектное обучение как тип развивающего обучения базируется на последовательном выполнении комплексных знаний (проектов).

Основная цель проектного обучения – создать условия для развития умений школьников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся в процессе разработки школьного проекта. Для учащихся старших классов наиболее интересны и актуальны исследовательские (глубокое изучение проблемы, защита собственных путей решения, выдвижение гипотез) и практико-ориентированные (действия направлены на решение реальных проблем) виды проектов.

Организация учебно-поисковой деятельности на уроке и развитие самостоятельности у учащихся – одно из важнейших условий подготовки школьников к продолжению образования, жизни в обществе, творческому самопроявлению личности.

Пример урок-проект «Наше поколение выбирает здоровье» или «Культура здоровья». Основная цель дать представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщении к здоровому образу жизни; объяснить роль здоровья в жизни и деятельности человека и в развитии общества.

Урок – марафон . «Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем» До урока формируются три команды юных орнитологов по 6 человек. Они собирают сказки, приметы, загадки, пословицы, поговорки о птицах, изучают птиц родного края. Остальные ученики – болельщики. В жюри приглашаются учащиеся 9-го класса, хорошо знающие биологию. На столах учеников – конверты с заданиями; карточки со схемами внешнего и внутреннего строения птиц (кровеносная, нервная, пищеварительная системы и др.), ребусы и схема – опора для проекта, которую они будут заполнять по ходу урока.

Устный журнал «Человек на ладони или ваше здоровье в ваших руках»

Необходимо вести пропаганду идей здорового образа жизни, формировать у учащихся ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Это урок яркий пример тому. Устный журнал дает представление о методе Су-Джок. Он может прийти на помощь в экстренной ситуации, когда речь идет о жизни и смерти. Его берут на вооружение профессиональные врачи самых разных специальностей.

План устного журнала.

Первая страница. "По образу и подобию" (историческая справка).

Вторая страница. "Возьми себя в руки" (механизм действия).

Третья страница. "Помоги себе сам или советы Су-Джука" (практические советы).

Знакомясь с каждой страницей устного журнала, учащиеся задают себе вопрос: "Почему при механическом воздействии на некоторые точки на теле человека улучшается состояние самочувствия? Выясняют, как можно себе помочь, если заболело горло, болит голова, из носа пошла кровь, при ранениях туловища, при обмороках используя этот метод. Знакомятся с очень простыми приемами Су -Джука, которые помогают за 5-10 минут справиться с различными проявлениями недомогания.

Внеклассное мероприятие «Ток-шоу «Жить здорово!»

Внеклассное мероприятие проводится по принципу телепередачи «Жить здорово!» с главной ведущей Еленой Малышевой.

Ток-шоу «Жить здорово!» содержит – четыре раздела: «Про жизнь», «Про еду», «Про медицину» и «Про дом». Ведущие программы рассказывают не только о том, как бороться с болезнями, но и о том, как улучшить качество жизни вообще и сохранить отличную физическую форму и красоту на долгие годы.

В разделе "Про жизнь" учащиеся расскажут про узкие джинсы с заниженной талией, назовут основные критерии выбора одежды, а также про правильную обувь и т.д.

В разделе "Про еду" учащиеся будут рассказывать про шоколад, полезен он или вреден, а также молоко – это напиток или еда, про то как правильно приготовить продукты питания, как их хранить и употреблять.

В разделе "Про медицину" расскажут про то, о чем могут рассказать ногти как избежать различных заболеваний.

В разделе "Про дом" учащиеся дают бытовые советы.

Подготовка к мероприятию: учащиеся старших классов за две недели до проведения мероприятия получают задания, определяют область исследований цели и задачи проекта. Нестандартные уроки представляют собой достаточно сложную систему. И для того, чтобы эффективно, удачно, профессионально использовать их на практике нужно знать теоретические аспекты современного нестандартного урока, а также усвоить особенности их использования в средней школе, которых следует придерживаться для того, чтобы осуществить какой-то определенный педагогический замысел.

Пытаемся выучить тонну информации или выучить параграф по истории перед следующим уроком? Прочитать отрывок три раза перед сном, положить книгу под подушку, станцевать с бубном - все эти методы также популярны, как и бесполезны.

Как работает наша память

Начнем мы, пожалуй, именно с этого вопроса.

Процесс запоминания любой информации проходит через три стадии.

  1. Первая - кратковременная память . Любые данные задерживаются там не больше, чем на несколько минут.
  2. Затем данные переходят во вторую стадию - промежуточную память . Здесь она может задержаться как на несколько дней, так и на месяц.
  3. Третий, и последний, этап - это долговременная память . Там информация хранится всегда. Даже то, что, как нам кажется, мы забыли.

Поэтому чтобы максимально эффективно использовать возможности своей памяти, нужно это учитывать. Постарайтесь сразу переводить все, что учите, в промежуточную память. А чтобы информация осталась с вами как можно дольше, время от времени revise ее и перекладывайте ее в отделы долгосрочной памяти.

10 способов, как запомнить текст

  • Перескажите другому.

Перескажи то, что прочитал - и запомни его в 4 раза быстрее. Вероятность, что вы намного быстрее освоите большой текст, если прочитать и пересказать его другому человеку, намного выше. Когда вы что-то рассказываете, то нейроны вашего мозга работают намного эффективнее, и вы мгновенно перекладываете все, что выучили, в промежуточный отдел.

  • Работайте по принципу 20\5 или 45\15.

Ваш мозг не может учить что-то бесконечно долго - ему нужно давать перерывы. Попробуйте на себе практику учить 20 минут и отдыхать 5 минут; или же учить 45 минут, а отдыхать 15. Ваш мозг привыкнет к таким равномерным нагрузкам и будет работать максимально продуктивно, а вы легко сможете выучить даже самую сложную информацию.

  • Используйте ассоциативное мышление.

То, что вы уже знаете - ваше лучшее оружие в обучении. Проводите ассоциации и аналогии с теми знаниями, что уже хранятся на полочках вашего brain . Это поможет вам не просто все быстро запомнить, но и затем при необходимости гораздо быстрее вспомнить.

  • Выделяйте ключевые моменты в тексте маркером.

Конечно, если текст в учебнике, делать этого не нужно. Но часто, это бывают распечатки, ксерокопии, с которыми такой способ будет просто великолепным! Я сама так делала, когда училась в университете — очень-очень помогало! Поверьте, как только вы это сделаете, все ненужное улетучится и не будет мешать, а все необходимое "прилипнет" к вашей памяти и будет светиться в ней также ярко, как маркер, с которым вы поработали! Конечно, для этого нужно иметь навык поиска важных опорных мыслей в тексте. Практикуйтесь, и все у вас получится!

  • Прочитайте текст с выражением или используя разную высоту голоса.

Другими словами, можно просто побаловаться, представив себя актером (если вы на самом деле не актер:-)). Прочитайте текст шепотом, потом низким голосом, затем тоненьким мышиным голоском... Меняйте интонации — с радостных ноток до грустных и меланхоличных. В общем, прочувствуйте то, что вы читаете! Поверьте, иногда это становится единственным верным способом к быстрому запоминанию текста.

  • Не сидите на одном месте.

Учеными было доказано, что если при попытках что-нибудь выучить вы будете не просто сидеть за столом над книгой, а, например, расхаживать по комнате, то выучить текст или стихотворение можно намного быстрее.
Как-то мы этот вопрос обсуждали с моей ученицей. Ее преподаватель по биологии не раз отмечала, что во время запоминания лучше всего убирать в доме, раскладывать что-то по местам или просто прохаживаться. Но в очень редких случаях сидеть на месте.

Человек, который не перестает меня удивлять в плане развития памяти — это Станислав Матвеев . Он попал в книгу рекордов Гиннеса благодаря свои методикам и упорству. А теперь Станислав делится своими знаниями с людьми, помогая им достигать своих целей.

  • Учите утром.

Не имеет значения, являетесь ли вы самым «жаворонковым» из всех жаворонков или матёрой совой, ваш мозг все равно лучше всего запоминается информацию в утренние часы или когда вы только проснулись. Конечно, есть редкие исключения, когда биологические ритмы человека наиболее активны ночью. Но, тем не менее, попытки запомнить что-то перед сном могут не только не дать никакого эффекта, но и испортить вам сон.

  • Устали - смените обстановку.

Главная ошибка многих - это пытаться учить без какого-либо отдыха. Я помню себя во время сессий. Я выделяла себя два часа на учебу с утра, затем шла на тренировку. Возвращалась домой и еще 2 часа учила. Я постоянно разбавляла часы учебы на другие занятия. И меня всегда удивляли люди, которые во время session не виделись с друзьями, не ходили никуда гулять, а просто закрывались в доме. Поэтому мой вам дружеский совет - меняйте обстановку и давайте себе отдых.

  • Используйте возможности своего мозга.

Вы наверняка знаете, каким образом у вас получается лучше всего запоминать. Если вам достаточно прослушать лекцию, чтобы потом без запинки все пересказать - у вас определенно тип запоминания, основанный на восприятии аудиоинформации .

К примеру, я лучше всего воспринимаю информацию, если запишу ее. Для меня запомнить что-то достаточно сложно. Во времена обучения в университете я писала конспекты, и все важные пометки делала письменно. Когда на экзамене нужно было что-то вспомнить, у меня перед глазами мгновенно всплывал мой конспект.

Поэтому используйте ваши сильный стороны в запоминании. Пусть иногда это займет немного больше времени, но вы будете уверены в результате.

  • В любой непонятной ситуации - ложитесь спать.

Если в голову ничего не лезет - ложитесь спать. Когда вы спите, вся информация, которая поступает в ваш мозг, скажем так, раскладывается по полочкам долгосрочного отдела. Да и в целом, никогда не пытайтесь ничего учить не выспавшись. В этот момент ваш мозг занят только поддержанием вас в состоянии бодрствования, и на то, чтобы что-то запомнить просто не хватит ресурсов.

На данный момент существует множество методик, техник и самых разнообразных книг, чтобы развить свою память и уметь запоминать тонны информации. Вы можете посмотреть видео или прочитать книги, чтобы развивать свои способности к запоминанию. Память - это как мышцы - нужно просто много тренироваться.

Отличный способ для регулярной тренировки памяти, который я недавно для себя открыла — онлайн сервис «Фитнес для мозга ». О нем и наших с дочкой успехах я подробно рассказала в .

Вот, мои дорогие, основные способы, как вы можете легко запомнить большой текст. Но могу сказать одно: все это работает индивидуально к каждому человеку. Я советую вам пробовать и анализировать, что у вас лучше всего получается.

Делитесь в комментариях, какие способы обучения вы используете, и как они вам помогают. А для любознательных есть моя рассылка, где я постоянно делюсь интересной и полезной информацией касательно любого аспекта английского языка.

Подписывайтесь и будьте во всеоружии.

WikiHow тщательно следит за работой редакторов, чтобы гарантировать соответствие каждой статьи нашим высоким стандартам качества.

Биология - не самый простой предмет, но ее изучение не должно превращаться в наказание. В биологии одно понятие исходит из другого, поэтому важно понять основы, прежде чем двигаться дальше. Изучите лексику, связанную с биологией, и тщательно разбирайте учебный материал, чтобы лучше понять предмет и подготовиться к контрольной или экзамену.

Шаги

Часть 1

Изучайте материал

    Постарайтесь позитивно воспринимать биологию. Конечно, это сложный предмет, но он очень интересен, особенно если вы подумаете, что уже узнали благодаря биологии. Правильный позитивный настрой важен для увлекательного изучения биологии. Безусловно, легче предмет от этого не станет, но вы уже не будете чувствовать такой нагрузки.

    • Подумайте о том, как функционирует ваше тело. Каким образом мышцы работают синхронно, чтобы вы могли двигаться? Как мозг связывается с этими мышцами, чтобы вы смогли сделать шаг? Это очень сложно, но все в нашем организме взаимосвязано - именно эта связь позволяет нам оставаться здоровым.
    • Биология учит нас разбираться в этих процессах и в том, как они осуществляются. Если об этом подумать, то учить этот предмет будет намного интереснее.
  1. Разбейте сложные слова на несколько частей. Многие биологические термины покажутся вам сложными для запоминания. Тем не менее, большинство терминов и понятий происходит из латинского языка, в них есть префикс и суффикс. Зная префиксы (приставки) и суффиксы, которые входят в данный термин, вы сможете правильно прочитать это слово и понять его смысл.

    Чтобы быстрее выучить терминологию, сделайте карточки. Карточки - один из лучших способов запоминать и понимать многие слова, с которыми вам придется столкнуться в биологии. Можно носить карточки с собой и учить эти слова в любом месте. Например, можно делать это в машине по дороге в школу. К тому же, сам процесс создания карточек – полезный способ изучения новых слов. Способ изучения новых слов с помощью карточек очень эффективен.

    • В начале каждой новой темы найдите слова, значение которых вам неизвестно, и выпишите их на карточки.
    • В течение всей темы повторяйте и учите эти слова, и ко времени экзамена или контрольной вы будете знать их все!
  2. Рисуйте и чертите. Схема биологического процесса намного эффективнее помогает понять и запомнить его, чем просто текст. Если вы действительно понимаете суть процесса, вы сможете нарисовать его схему и подписать основные элементы. Также обратите внимание на схемы и картинки в учебнике. Читая заголовок и пояснение к схеме, постарайтесь понять, как она относится к тому процессу, который вы изучаете.

    • Многие темы в биологии начинаются с изучения и повторения строения клетки и ее органелл. Постарайтесь нарисовать клетку и подписать основные ее органеллы.
    • То же самое касается разных клеточных циклов, например, синтеза АТФ (цикла Кребса). Рисуйте этот процесс несколько раз в неделю, чтобы выучить его до экзамена.
  3. Прочитайте тему еще раз перед уроком. Биология - это не тот предмет, который можно понять за несколько минут перед занятием. Прочитайте новый материал, перед тем как будете обсуждать его на уроке, чтобы лучше понять его содержание и представлять, о чем идет речь. Вы поймете и запомните намного больше, если придете на урок с готовыми вопросами по поводу новой темы.

    • Узнайте, какие темы идут по учебной программе, чтобы прочитывать их перед занятием.
    • Пишите конспект и заметки по поводу нового материала и приходите на урок с заранее заготовленными вопросами.
  4. Изучение биологии основывается на концепции от общего к частному. Чтобы понимать биологию, нужно иметь общее представление о разных ее аспектах, и только после этого можно углубляться в детали. То есть перед тем как пытаться понять отдельные механизмы и процессы, нужно освоить тему в общем.

    • Например, вам нужно знать, что ДНК является матрицей для синтеза белка, и только после этого нужно пытаться понять механизм, благодаря которому происходит считывание последовательности ДНК и превращение этой последовательности в белок.
    • Пишите конспект, организовывая темы и понятия от общего к частному.

Часть 2

Готовьтесь к контрольным и экзаменам
  1. Отвечайте на вопросы в конце каждой главы. В учебниках по биологии есть действительно полезные вопросы, которые позволяют закрепить понятия из только что прочитанной темы. Попробуйте ответить на вопросы и проверьте правильность своих ответов. Обратите внимание на те вопросы, на которые вам сложно найти ответ. Перечитайте свой конспект или главу, в которой обсуждаются эти вопросы.

    • Если вы все же не смогли ответить на некоторые вопросы, обязательно попросите помощи у преподавателя.
  2. В конце каждого занятия перечитывайте свой конспект. Нельзя выходить с урока и сразу же забывать все, что только что узнали. Если вы в тот же день или на следующий день прочитаете свой конспект, то намного лучше сможете запомнить и понять то, что обсуждали на занятии. Просматривая свой конспект, подумайте, все ли вам понятно.

    • Если вы на что-то отвлеклись, прочитайте материал по этой теме еще раз в учебнике. Если вы все еще не понимаете, на уроке попросите учителя объяснить вам.
  3. Выделите время на изучение биологии. Из-за того, что биология трудна для понимания, постарайтесь выделить время на ее изучение. Если вы будете учить понемногу каждый день, это войдет в привычку. Позже вы будете благодарны себе за свои старания, ведь вам не придется учить все сразу к экзамену, потому что вы будете постепенно учить все в течение семестра.

Почувствовать себя волшебником может каждый школьник. И для этого вовсе не нужна машина времени, волшебная палочка, ковёр-самолёт или ещё какой-нибудь сказочный «гаджет». Достаточно обладать пытливым умом и внимательно слушать учителя на уроках. Вниманию юных дарований-биологов мы предлагаем подборку опытов по биологии для 5 класса с описанием их проведения в домашних условиях.

Опыты с растениями

В 5 классе опыты по биологии с растениями проводятся чаще других, ведь они безопасны и позволяют наглядно продемонстрировать их строение и свойства.

Цветной сельдерей

Вода поступает к растению через «сосуды», идущие по стеблю от корней к листьям. Опыт позволит проследить за тем,

Для опыта потребуется:

  • стебель сельдерея с листьями;
  • пищевая краска красного и синего цветов;
  • три стакана;
  • ножницы.

Ход эксперимента:

  1. Каждый из трёх стаканов заполнить водой на треть. В один добавить красную краску, в другой - синюю, а в третий и ту, и другую (чтобы получился фиолетовый цвет).
  2. Надрезать стебель растения вдоль так, чтобы получилось три полоски, поставить каждую в отдельный стакан.
  3. Оставить сельдерей на день-два.

Результат:

Листья сельдерея приобретут разный окрас. Они вбирают красную, синюю и фиолетовую краску. Разные листья окрашиваются по-разному.

Бесцветный лист

Осенью листья на деревьях становятся жёлтыми, оранжевыми, пурпурными. На самом деле эти оттенки присутствуют в них всегда, просто зелёный пигмент, хлорофилл, маскирует их. Но осенью, когда он разрушается, проявляются яркие, любимые многими цвета.

Выделить хлоропласты, тельца, содержащие хлорофилл, можно с помощью несложного эксперимента.

Для опыта потребуется:

  • Спирт.
  • Бензин.
  • Стакан.
  • Зелёный лист любого дерева.

Ход эксперимента:

  1. Налить в стакан немного спирта.
  2. Поместить туда листик и оставить на пару часов.

Результат:

Лист начнёт бледнеть, а спирт окрашиваться в зелёный цвет, так как хлорофилл растворяется в спирту.

Продолжение опыта:

  1. Долить в стакан немного бензина и взболтать жидкость.

Результат:

Бензин, всплывший наверх (он легче спирта), станет изумрудным, а спирт - жёлтым. Так происходит, потому что хлорофилл переходит в бензин, а ксантофилл (жёлтый пигмент) и каротин (оранжевый), перешедшие из листика, остались в спирту.

Подвижное растение

Растения умеют двигаться, причём в определённом направлении, убедитесь в этом с помощью нехитрого опыта по биологии.

Для опыта потребуется:

  • вата;
  • вода;
  • баночка;
  • семечко фасоли, подсолнуха или гороха.

Ход эксперимента:

  1. Замочить семечко в воде до прорастания.
  2. Смочить вату в воде.
  3. Положить её в пустую баночку.
  4. Поместить на вату проросток горизонтально и поместить на свет.

Результат:

Стебель будет вытягиваться вверх, направляя листья к свету.

Подобные опыты по биологии для 5 класса в домашних условиях с тестом Сухова предлагаются в специальных рабочих тетрадях, созданных этим автором.

Опыты с картофелем

Опыты по биологии с клубнем картофеля «в главной роли» направлены в основном на изучение состава корнеплода. Давайте ознакомимся с этими экспериментами.

Зелёная картошка

За время роста картофельной ботвы корнеплод вбирает в себя многие питательные вещества из неё. Клубень должен сохраняться в первозданном виде до конца зимы, чтобы весной на нём начали появляться новые ростки. Содержание хлорофилла в позволит подтвердить эксперимент.

Для опыта потребуется:

  • Клубень картофеля.

Ход эксперимента:

  1. Достать картофелину и положите её на солнечное место.
  2. Оставить клубень там на пару дней.

Результат:

Корнеплод, находящийся на свету, начинает зеленеть. Если разрезать его, зелёный цвет виден лучше. Как вы знаете, на свету начинает синтезироваться хлорофилл, придающий растениям зелёный оттенок.

Чёрная картошка

Клубень картофеля содержит крахмал, убедиться в этом поможет опыт по биологии для 5 класса в домашних условиях с картошкой.

Для опыта потребуется:

  • сырая картофелина;

Ход эксперимента:

  1. Разрезать клубень пополам.
  2. Капнуть на него йод.

Результат:

Картофель мгновенно потемнеет, так как йод становится сине-чёрным при взаимодействии с крахмалом.

Эксперименты с яйцом

Опыты по биологии с яйцами для 5 класса в домашних условиях провести может абсолютно каждый.

Тонет - не тонет

Для опыта потребуется:

  • литровая банка;
  • вода;
  • сырое яйцо;
  • 5 чайных ложек соли.

Ход эксперимента:

  1. Налить в банку воду.
  2. Положить яйцо.
  3. Добавить соль.

Результат:

Яйцо утонет в обычной воде, но как только вы хорошенько её подсолите - оно всплывёт. Дело в том, что солёная вода тяжелее яйца, а пресная - легче.

Вверх-вниз

Знаете ли вы, что яйцо может тонуть и всплывать без вашего в этом участия? Проверьте это при помощи следующего эксперимента с яйцом.

Для опыта потребуется:

  • Литровая банка.
  • Сырое куриное яйцо тёмного цвета.
  • Девятипроцентный столовый уксус.

Ход эксперимента:

  1. Налить в банку стакан уксусной кислоты.
  2. Опустить туда яйцо.

Результат:

Сначала яйцо утонет. Но постепенно оно начнёт покрываться пузырьками и всплывать. Но всплыв на поверхность, яйцо тут же утонет снова, и так несколько раз. Почему так происходит? Всё просто: яичная скорлупа состоит из кальция, а при его реакции с кислотой образуется углекислый газ, пузырьки которого и тащат яйцо наверх. При всплывании яйца углекислый газ переходит в воздух, пузырьков становится меньше и яйцо снова тонет. Движения яйца вверх и вниз будут продолжаться до тех пор, пока карбонат кальция не вымоется из скорлупы полностью. Яйцо при этом станет совсем хрупким и посветлеет, а на поверхности жидкости образуется коричневая пенка.

Причёска для яйца

Не все эксперименты проводятся так быстро, есть опыты по биологии для 5 класса в домашних условиях, за неделю или 10 дней дающие результаты.

Для опыта понадобится:

  • сырое яйцо;
  • вата;
  • туба от туалетной бумаги;
  • семена люцерны;
  • вода.

Ход эксперимента:

  1. Аккуратно сделать дырочку в верхушке яйца диаметром примерно 3 см.
  2. Заполнить яйцо ватой.
  3. Скорлупу поставить в тубу от туалетной бумаги.
  4. Насыпать на скорлупу семена.
  5. Обильно полить водой.
  6. Поставить на окно.

Результат:

Примерно через три дня начнут появляться первые всходы, а через неделю яйцо уже обретёт замечательную зелёную шевелюру.

Морозоустойчивые дрожжи

Прессованные дрожжи для выпечки не теряют своих свойств при правильной заморозке и разморозке. Убедитесь в этом, проведя опыт по биологии для 5 класса с дрожжами и мукой.

Для опыта потребуется:

  • прессованные дрожжи;
  • тёплая вода;
  • мука;
  • тазик.

Ход эксперимента:

  1. Поместить прессованные дрожжи в морозилку на день.
  2. Достать дрожжи, поместить в тазик и оставить на 3 часа при комнатной температуре.
  3. Добавить тёплую воду и муку, перемешать.
  4. Оставить ещё на 2 часа.

Результат:

Тесто увеличивается в объёме вдвое, а это значит, что дрожжевые грибки не гибнут даже при заморозке.

Лавовая лампа

Этот зрелищный опыт по биологии привлечёт внимание не только детей, но и родителей.

Для опыта потребуется:

  • Вода.
  • Каменная соль.
  • Растительное масло.
  • Пищевые красители.
  • Литровая стеклянная банка.

Ход эксперимента:

  1. Налить в банку воды (примерно на 2/3 ёмкости).
  2. Добавить стакан растительного масла.
  3. Всыпать в банку пищевой краситель.
  4. Добавить чайную ложку соли.

Результат:

Цветные пузырьки будут перемещаться вверх и вниз. Масло плавает на поверхности, потому что оно легче воды. Добавляя соль, вы способствуете опусканию масла вместе с крупинками соли на дно банки. Проходит немного времени, соль растворяется и снова поднимается наверх. Пищевой краситель делает зрелище более ярким.

Радуга

Следующий опыт по биологии позволяет сделать собственную радугу.

Для опыта потребуется:

  • тазик;
  • вода;
  • зеркальце;
  • фонарик;
  • лист бумаги (белый).

Ход эксперимента:

  1. Налить в тазик воду.
  2. На дно положить зеркало.
  3. Направить свет фонарика на зеркало.
  4. Поймать отражённый свет бумагой.

Результат:

На белом листе появится радуга. Луч света, состоящий из нескольких цветов, «раскладывается» на них при прохождении через воду.

Домашний вулкан

Любимый многими опыт по биологии в домашних условиях в 5 классе - изготовление вулкана.

Для опыта потребуется:

  • глина и песок;
  • пластиковая бутыль;
  • красный краситель (пищевой);
  • уксус;
  • сода.

Ход эксперимента:

  1. Облепить бутылку глиной и песком, чтобы получилось подобие вулкана (горлышко оставить открытым).
  2. В бутылку насыпать соду (2 столовые ложки), ¼ стакана тёплой воды, немножечко красителя.
  3. Добавить ¼ стакана уксуса.

Результат:

Начнётся извержение получившегося вулкана в результате взаимодействия соды и уксуса. Образующиеся при этом пузырьки углекислого газа выталкивают содержимое бутылки, подобно тому, как лава извергается из настоящего вулкана.

Бутылка, надувающая шар

Сможет ли обыкновенная, ничем не примечательная бутылка надуть шар? Звучит странно, но давайте попробуем.

Для опыта потребуется:

  • бутылка;
  • воздушный шар;
  • уксус;
  • сода.

Ход эксперимента:

  1. В шар насыпать соду.
  2. Налить в бутылку уксус.
  3. Надеть шар на горлышко бутыли.
  4. Проследить за тем, чтобы сода из шарика высыпалась в уксус.

Результат:

Шарик начинает надуваться. Его наполняет углекислый газ, образующийся в результате взаимодействия соды и уксуса.

Ферменты, содержащиеся в слюне

Опыты по биологии, направленные на изучение нас самих, особенно интересны. Оказывается, процесс переваривания пищи начинается сразу, после её попадания в рот! Убедиться в этом поможет эксперимент.

Для опыта потребуется:

  • крахмал;
  • холодная вода (кипячёная);
  • горячая вода;
  • 8 стеклянных стаканов;
  • кастрюля;
  • пипетка.

Ход эксперимента:

  1. Приготовить клейстер: налить в кастрюлю холодную кипячёную воду. Добавить 4 чайных ложки крахмала, перемешать. Помешивая крахмал, влить тонкой струёй кипяток в кастрюлю. Поставить кастрюлю на горячую плиту. Продолжать помешивать, пока содержимое не станет прозрачным. Снять кастрюлю с плиты и оставить остывать.
  2. Набрать в рот холодную кипячёную воду и полоскать его в течение минуты - получится раствор слюны.
  3. Выплюнуть раствор в чистый стакан.
  4. Добавить в стакан со слюной такое же количество клейстера.
  5. Поставить его в кастрюлю с тёплой водой, чтобы раствор оставался тёплым.
  6. Подготовить 7 чистых стаканов.
  7. Набрать в пипетку немного раствора слюны и крахмала и вылить его в первый стакан.
  8. Добавить туда пару капель йода.
  9. Проделать то же самое с оставшимися шестью стаканами с интервалом в 2-3 минуты.

Результат:

В первом стакане раствор получится насыщенно-синим. В каждом последующем он будет чуть бледнее. Цвет раствора в стаканах, куда йод добавлялся спустя 15-20 минут после первого, останется неизменным. Это говорит о том, что в последних стаканах крахмала уже не содержалось, его расщепил фермент под названием амилаза, содержащийся в слюне.

Проведение опытов по биологии для 5 класса в домашних условиях - занятие, безусловно, занимательное. Однако пятиклассникам не стоит проводить их самостоятельно. Присутствие родителей сделает эксперименты безопасными и позволит весело и познавательно провести досуг.

выполняемым функциям, образуют 1) Ткани; 2) органы; 3) системы органов; 4) единый организм. А2. В процессе фотосинтеза растения 1) Обеспечивают себя органическими веществами 2) окисляют сложные органические вещества до простых 3) Поглощают кислород и выделяют углекислый газ 4) Расходуют энергию органических веществ. А3. В клетке происходит синтез и расщепление органических веществ, поэтому её называют единицей 1) Строения 2) жизнедеятельности 3) роста 4) размножения. А4. Какие структуры клетки распределяются строго равномерно между дочерними клетками в процессе митоза? 1) Рибосомы; 2) митохондрии; 3) хлоропласты; 4) хромосомы. А5. Дезоксирибоза является составной частью 1) Аминокислот 2) белков 3) и РНК 4) ДНК. А6. Вирусы, проникая в клетку хозяина, 1) Питаются рибосомами; 2) поселяются в митохондриях; 3) Воспроизводят свой генетический материал; 4) Отравляют её вредными веществами, образующимися в ходе их обмена веществ. А7. Каково значение вегетативного размножения? 1) способствует быстрому увеличению численности особей вида; 2) ведет к появлению вегетативной изменчивости; 3) увеличивает численность особей с мутациями; 4) приводит к разнообразию особей в популяции. А8. Какие структуры клетки, запасающие питательные вещества, не относят к органоидам? 1) Вакуоли; 2) лейкопласты; 3) хромопласты; 4) включения. А9. Белок состоит из 300 аминокислот. Сколько нуклеотидов в гене, который служит матрицей для синтеза белка? 1) 300 2) 600 3) 900 4) 1500 А10. В состав вирусов, как и бактерий, входят 1) нуклеиновые кислоты и белки 2) глюкоза и жиры 3) крахмал и АТФ 4) вода и минеральные соли А11. В молекуле ДНК нуклеотиды с тимином составляют 10 % от общего числа нуклеотидов. Сколько нуклеотидов с цитозином в этой молекуле? 1) 10% 2) 40% 3)80% 4) 90% А12. Наибольшее количество энергииосвобождается при расщеплении одной связи в молекуле 1) Полисахарида 2) белка 3) глюкозы 4) АТФ 2 Вариант А1. Благодаря свойству молекул ДНК самоудваиваться 1) Происходят мутации 2) у особей возникают модификации 3) появляются новые комбинации генов 4) передаётся наследственная информация к дочерним клеткам. А2. Какое значение митохондрии в клетке 1) транспортируют и выводят конечные продукты биосинтеза 2) преобразуют энергию органических веществ в АТФ 3) осуществляют процесс фотосинтеза 4) синтезируют углеводы А3. Митоз в многоклеточном организме составляет основу 1) гаметогенеза 2) роста и развития 3) обмена веществ 4) процессов саморегуляции А4. Каковы цитологические основы полового размножения организма 1) способность ДНК к репликации 2) процесс формирования спор 3)накопление энергии молекулой АТФ 4) матричный синтез иРНК А5. При обратимой денатурации белка происходит 1) нарушение его первичной структуры 2) образование водородных связей 3) нарушение его третичной структуры 4) образование пептидных связей А6. В процессе биосинтеза белка молекулы иРНК переносят наследственную информацию 1) из цитоплазмы в ядро 2) одной клетки в другую 3)ядра к митохондриям 4) ядра к рибосомам. А7. У животных в процессе митоза в отличии от мейоза, образуются клетки 1) соматические 2) с половиной набором хромосом 3)половые 4) споровые. А8. В клетках растений, в отличие от клеток человека, животных, грибов, происходит А) выделение 2) питание 3) дыхание 4) фотосинтез А9. Фаза деления в которых, хроматиды расходятся к разным полюсам клетки 1) анафаза 2) метафаза 3) профаза 4) телофаза А10. Прикрепление нитей веретена деления к хромосомам происходит 1) Интерфаза; 2) профаза; 3) метафаза; 4) анафаза. А11. Окисление органических веществ с освобождением энергии в клетке происходит в процессе 1) Биосинтеза 2) дыхания 3) выделения 4) фотосинтеза. А12. Дочерние хроматиды в процессе мейоза расходятся к полюсам клетки в 1) Метафазе первого деления 2) Профазе второго деления 3) Анафазе второго деления 4) Телофазе первого деления