Правила «Правила учета электрической энергии. Правила учета электрической энергии Учет потребления электрической энергии основные понятия

Но зато этот счетчик как раз можно подключить к интеллектуальной системе. И его установка будет бесплатной для потребителя, но не раньше лета 2018 года. В новых многоквартирных домах уже сразу устанавливают новые приборы учета.Также промышленные потребители в большей степени поменяли счетчики за свой счет. И основная часть тех, кто пользуется старыми приборами, живет в домах, построенных более 15 лет назад, пишет РГ.По данным исследования J son & Partners Consulting, предполагается, что степень проникновения современных интеллектуальных средств учета электроэнергии на российском рынке к 2020 году может составить в зависимости от сценария от 10 до 40 процентов. Замена счётчика электроэнергии в 2018 году: за чей счет Внимание На сегодняшний день практически во всех регионах нашей державы компании энергосбыта просят людей ставить счетчики за свои денежные средства.

Правила учета электроэнергии действующие в 2018 году

В случае когда жильё находится в собственности частного лица, вопросом электросчётчика должен заниматься исключительно собственник, а именно:

  • Производить замену старого оборудования учёта электроэнергии на новое.
  • Содержать и поверять прибор согласно действующему законодательству.

В случае когда прибор расположен внутри частного помещения, все затраты относительно него лягут на плечи собственника. Но бывает, что прибор установлен в подъезде, и к вопросам по замене и обслуживанию могут быть привлечены:

  • Владелец квартиры, учёт которой ведёт прибор.
  • Компания, которая предоставляет услугу по электроснабжению.

Для того чтобы понять, на ком лежат финансовые обязательства за манипуляции со счётчиком, нужно изучить договор между собственником и компанией - там чётко прописаны обязанности сторон.

Она хоть и стоит дороже, но относится к категории электросберегающей, с экономным потреблением электричества. Но немало и тех, кто использует морально устаревшие холодильники и телевизоры, электроемкие обогреватели и прочую электрозатратную технику. Одним из способов сократить счета и установить справедливую оплату за потребляемое электричество является использование трехтарифного счетчика.


Принципы учета и тарификации в РФ предполагают, что в течение суток люди должны платить по разным тарифам:
  • самый дорогой «пиковый»: утром и вечером с 7 до 10 и с 17 до 21 часа;
  • средний «полупиковый»: в дневное время с 10 до 17 часов;
  • минимальный «ночной»: с 21 и до 7 часов утра.

Но обычные однотарифные приборы учета не дают такой возможности, в результате идет переплата и расчет ведется по самому дорогому тарифу.

403 forbidden

  • Правила учета электрической энергии
  • Правила учета электрической энергии
  • В июле будут менять электросчетчики за счет государственной программы
  • Тарифы на электроэнергию для московской области с 1 января 2018 года
  • Обзор ключевых изменений законодательства в области электроснабжения за 2017 год

Правила учета электрической энергии В июле 2018 года в России ожидается масштабное мероприятие – замена электрических счетчиков.Как сказал один из участников правительственного комитета, Россия нуждается в интеллектуальной системе учета электроэнергии. Внимание В правительственном комитете уже подготовили специальный законопроект, который предоставили Государственной думе на рассмотрение.

С июля 2018 года замена счетчиков будет производиться бесплатно

Тарифы на электроэнергию для московской области с 1 января 2018 года Что касается промышленных производств, то они уже давно перешли на такие счетчики, причем сделали это за свой счет. Не в каждой семье есть возможность установить умные счетчики, поэтому был принят законопроект о том, чтобы провести бесплатную установку. Дата начала масштабного государственного мероприятия назначена на 1 июля 2018 года.


Также данный законопроект предусматривает, что, начиная с 1 июля, сетевые организации не будут допускать к приобретению и установке счетчиков для подсчета потребляемой электроэнергии. Эту «несправедливость» для РСО, заключающуюся в обязанности исполнять требования федерального закона, постоянно «исправляет» самый справедливый в мире Верховный суд РФ, заставляющий оплачивать ОДПУ не собственников помещений, а управляющие организации и ТСЖ.

An error occurred.

Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности» XII. Организация коммерческого учета электрической энергии Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Правила учета электрической энергии «Ресурсоснабжение жилищно-коммунального хозяйства России: вопросы теории и практики: Монография»(Канцер Ю.А.)(отв. ред. В.А. Вайпан)(«Юстицинформ», 2017) Установление количества поданного ресурсоснабжающей организацией и потребленного абонентом ресурса осуществляется в соответствии с данными приборов учета о его фактическом потреблении.
Порядок учета определяется ведомственными нормативными актами (Правила учета электрической энергии, утв. Минтопэнерго России 19 сентября 1996 г. и Минстроем России 26 сентября 1996 г.) .

Правила учета электрической энергии

У иных игроков рынка электроэнергетики и потребителей ограничений на установку приборов и систем учета проектом закона не установлено, отмечают эксперты. «Но мы считаем, что для потребителей (за исключением потребителей с мощностью свыше 670 кВт) финансирование приобретения и установки комплекта является экономически необоснованным», — отмечает член Наблюдательного совета ассоциации «Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций» Алексей Седых. При отказе от включения в тариф затрат на создание интеллектуальных систем учета электроэнергии могут возникнуть ситуации, когда сетевые организации оперативно не подключат приборы учета к интеллектуальной системе, прогнозирует Седых.

Обратный ток

Внимание

Им полагается бесплатная замена электросчетчика, причем планируется установка счетчиков нового поколения – трехфазных. И они смогут интегрироваться в умную систему учета - smart metering. Именно так начнется глобальное внедрение интеллектуальной системы.


А все новостройки изначально оборудуются трехтарифными счетчиками. Преимущества Система smart metering – современный способ контроля и учета потребления электричества. Она позволит:
  • оплачивать счета в соответствии с пиковыми тарифами;
  • исключить попытки «добавить» в платежки долги неплательщиков;
  • проводить качественный и постоянный мониторинг расходов.

То есть, каждый будет платить ровно столько, сколько израсходовал.
А экономить – за счет разницы тарификации. Внедрение Каждое новшество вызывает массу вопросов. На данный момент установить у себя «умный прибор» может каждый, но за собственные средства.

Нужно ли менять электросчетчик на новый в 2018 году

Уже разработан и внесен в Госдуму законопроект правительства, который даст возможность многим частным пользователям бесплатно установить новый счетчик учета электроэнергии. Правда, не всем желающим это будет доступно. Так, рассчитывать на замену счетчика с июля 2018 года смогут те, у кого вышел из строя прибор учета потребления электроэнергии или закончился срок его годности. Срок годности счетчика не превышает 16 лет, напоминают эксперты.

Сейчас в большей части регионов энергосбытовые компании предлагают менять счетчики абонентам за свои деньги. Например, однотарифный счетчик старого образца с работой по установке в Московской области обойдется семье в шесть тысяч рублей. Новый трехфазный считает по разным тарифам потребление электричества: пик (с 7.00 до 10.00 и с 17.00 до 21.00), полупик (с 10.00 до 17.00) и ночь (с 21.00 до 07.00).

Его установка обойдется в девять тысяч рублей.
С 2018 года россиян могут освободить от поверки счетчиков воды и газа Новый трехфазный считает по разным тарифам потребление электричества: пик (с 7.00 до 10.00 и с 17.00 до 21.00), полупик (с 10.00 до 17.00) и ночь (с 21.00 до 23.00). Его установка обойдется в девять тысяч рублей. Но зато этот счетчик как раз можно подключить к интеллектуальной системе.И его установка будет бесплатной для потребителя, но не раньше лета 2018 года, говорится в статье. В новых многоквартирных домах уже сразу устанавливают новые приборы учета.
Типовая форма договора несёт рекомендательный характер, а её условия могут быть изменены по обоюдному согласию сторон. Но согласно ст. 210 ГК РФ, ответственность за имущество, взятое в аренду, несёт только собственник. Если владелец квартиры - частное лицо Теперь рассмотрим вопрос замены и поверки счётчиков электроэнергии в приватизированном жилье.

1. Введение
Настоящие "Правила учета электрической энергии" (в дальнейшем - Правила) разработаны во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.95 г. № 1087 "О неотложных мерах по энергосбережению" специалистами Минтопэнерго России, Минстроя России и РАО "ЕЭС России" с участием Госстандарта России.
В Правилах учтены положения Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 541 - 544), федеральных законов "Об обеспечении единства измерений", "Об энергосбережении" и других действующих законов Российской Федерации, ГОСТов, нормативно-технических документов и накопленный опыт в области учета электроэнергии.
Правила определяют общие требования к организации учета электрической энергии и взаимосвязь между основными нормативно-техническими документами, действующими в этой области.

Правила действуют на территории Российской Федерации и обязательны при:
- осуществлении производства, передачи, распределения и потребления электрической энергии;
- выполнении проектных, монтажных, наладочных и ремонтных работ по организации учета электрической энергии;
- обеспечении эксплуатации средств учета электрической энергии.
Правила содержат основные положения по учету электроэнергии при ее производстве, передаче, распределении и потреблении на действующих, вновь сооружаемых и реконструируемых электроустановках, а также по эксплуатации средств учета.

2. Общие положения

2.1. Основной целью учета электроэнергии является получение достоверной информации о производстве, передаче, распределении и потреблении электрической энергии на оптовом и розничном рынках электроэнергии для решения основных технико-экономических задач:
- финансовых расчетов за электроэнергию и мощность между субъектами рынка (энергоснабжающими организациями, потребителями электроэнергии) с учетом ее качества;
- определения и прогнозирования технико-экономических показателей производства, передачи и распределения электроэнергии в энергетических системах;
- определения и прогнозирования технико-экономических показателей потребления электроэнергии на предприятиях промышленности, транспорта, сельского хозяйства, коммунально-бытовым сектором и др.;
- обеспечения энергосбережения и управления электропотреблением.

2.2. Качество подаваемой энергоснабжающей организацией энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.

2.3. Учет активной электроэнергии должен обеспечивать определение количества электроэнергии (и в необходимых случаях средних значений мощности):
- выработанной генераторами электростанций;
- потребленной на собственные и хозяйственные нужды (раздельно) электростанций и подстанций, а также на производственные нужды энергосистемы;
- отпущенной потребителям по линиям, отходящим от шин электростанций непосредственно к потребителям;
- переданной в сети других собственников или полученной от них;
- отпущенной потребителям из электрической сети;
- переданной на экспорт и полученной по импорту.

Организация учета активной электроэнергии должна обеспечивать возможность:
- определения поступления электроэнергии в электрические сети различных классов напряжения энергосистем;
- составления балансов электроэнергии для хозрасчетных подразделений энергосистем и потребителей;
- контроля за соблюдением потребителями заданных им режимов потребления и балансов электроэнергии;
- расчетов потребителей за электроэнергию по действующим тарифам, в том числе многоставочным и дифференцированным;
- управления электропотреблением.

2.4. Учет реактивной электроэнергии должен обеспечивать возможность определения количества реактивной электроэнергии, полученной потребителем от электроснабжающей организации или переданной ей, если по этим данным производятся расчеты или контроль соблюдения заданного режима работы компенсирующих устройств.
2.5. Учет электроэнергии производится на основе измерений с помощью счетчиков электрической энергии и информационно-измерительных систем.
2.6. Для учета электроэнергии должны использоваться средства измерений, типы которых утверждены Госстандартом России и внесены в Государственный реестр средств измерений.
2.7. Государственный метрологический контроль и надзор за средствами измерений, применяемыми при проведении учета электроэнергии, осуществляется органами Госстандарта России и аккредитованными им метрологическими службами на основе действующей нормативной документации.

3. Организация учета электроэнергии

3.1. Организация учета электроэнергии на действующих, вновь сооружаемых, реконструируемых электроустановках должна осуществляться в соответствии с требованиями действующих нормативно-технических документов в части:
- мест установки и объемов средств учета электроэнергии на электростанциях, подстанциях и у потребителей;
- классов точности счетчиков и измерительных трансформаторов;
- размещения счетчиков и выполнения электропроводки к ним.
3.2. Учет активной и реактивной энергии и мощности, а также контроль качества электроэнергии для расчетов между энергоснабжающей организацией и потребителем производится, как правило, на границе балансовой принадлежности электросети.
3.3. Для повышения эффективности учета электроэнергии в электроустановках рекомендуется применять автоматизированные системы учета и контроля электроэнергии, создаваемые на базе электросчетчиков и информационно-измерительных систем.
3.4. Лица, выполняющие работы по монтажу и наладке средств учета электроэнергии, должны иметь лицензии на проведение данных видов работ, полученные в установленном порядке.
3.5. Средства учета электрической энергии и контроля ее качества должны быть защищены от несанкционированного доступа для исключения возможности искажения результатов измерений.

4. Организация эксплуатации средств учета электроэнергии

4.1. Поставщик средств измерений, используемых для учета электрической энергии и контроля ее качества, должен иметь лицензию на их изготовление, ремонт, продажу или прокат, выдаваемую Госстандартом России в установленном порядке.
4.2. Организация эксплуатации средств учета электроэнергии должна вестись в соответствии с требованиями действующих нормативно-технических документов и инструкций заводов-изготовителей.
4.3. Эксплуатационное обслуживание средств учета электроэнергии должно осуществляться специально обученным персоналом.
4.4. При обслуживании средств учета электроэнергии должны выполняться организационные и технические мероприятия по обеспечению безопасности работ в соответствии с действующими правилами.
4.5. Ведомства могут на основании действующих правовых и нормативно-технических документов разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции ведомственные нормативно-технические документы в области учета электроэнергии, не противоречащие настоящим правилам.
4.6. Периодическая поверка средств измерений, используемых для учета электрической энергии и контроля ее качества, должна производиться в сроки, установленные Госстандартом России.
4.7. Перестановка, замена, а также изменение схем включения средств учета производится с согласия энергоснабжающей организации.

Приложение
Основные термины и определения, употребляемые в тексте Правил Электроустановками называются совокупность машин, аппаратов, линий электропередач и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другой вид.
Счетчики, учитывающие активную электроэнергию, называются счетчиками активной энергии (далее - счетчики).
Счетчики, учитывающие интегрированную реактивную мощность (далее - реактивная электроэнергия) за учетный период, называются счетчиками реактивной энергии.
Средства учета - совокупность устройств, обеспечивающих измерение и учет электроэнергии (измерительные трансформаторы тока и напряжения, счетчики электрической энергии, телеметрические датчики, информационно-измерительные системы и их линии связи) и соединенных между собой по установленной схеме.
Расход электроэнергии на собственные нужды электростанций и подстанций - потребление электроэнергии приемниками, обеспечивающими необходимые условия функционирования электростанций и подстанций в технологическом процессе выработки, преобразования и распределения электрической энергии.
Расход электроэнергии на хозяйственные нужды электростанций и электрических сетей - потребление электроэнергии вспомогательными и непромышленными подразделениями, находящимися на балансе электрических станций и предприятий электрических сетей, необходимое для обслуживания основного производства, но непосредственно не связанное с технологическими процессами производства тепловой и электрической энергии на электростанциях, а также передачи и распределения электрической энергии.
Расход электроэнергии на производственные нужды - это потребление электроэнергии районными котельными и электробойлерными установками, как состоящими на самостоятельном балансе, так и на балансе электростанций, а также на перекачку воды гидроаккумулирующими электростанциями и перекачивающими установками.
Потребитель (абонент) электрической энергии - юридическое лицо, осуществляющее пользование электрической энергией (мощностью).
Энергоснабжающая организация - коммерческая организация, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии.
Метрологическая служба - совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений.
Метрологический контроль и надзор - деятельность, осуществляемая органом государственной метрологической службы (государственный метрологический контроль и надзор) или метрологической службой юридического лица в целях проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм. Средства измерений - техническое устройство, предназначенное для измерений. Поверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых органами метрологической службы (другими уполномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средства измерений установленным техническим требованиям. Калибровка средств измерений - совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению средства измерений, не подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору. Сертификат об утверждении типа средства измерений - документ, выдаваемый уполномоченным на то государственным органом, удостоверяющий, что данный тип средств измерений утвержден в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и соответствует установленным требованиям.

Аккредитация на право поверки средств измерений - официальное признание уполномоченным на то государственным органом полномочий на выполнение поверочных работ.

Лицензия на изготовление (ремонт, продажу, прокат) средств измерений - документ, удостоверяющий право заниматься указанными видами деятельности, выдаваемый юридическим и физическим лицам органом государственной метрологической службы.

Утверждаю
Заместитель министра топлива и энергетики
Российской Федерации

Организация учета электроэнергии в РФ осуществляется в соответствии с Правилами организации учета электрической энергии (глава 10 Постановления правительства №442).

Требования к приборам учета.

Приборы учета, показания которых используются при определении объемов потребления электрической энергии должны соответствовать:

  • Требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
  • Установленным требованиям по их классу точности.
  • Быть допущенными в эксплуатацию в установленном порядке.
  • Иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля.

В многоквартирных домах, присоединение которых к объектам электросетевого хозяйства осуществляется позже 2012 года, на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем подлежат установке коллективные (общедомовые) приборы учета класса точности 1,0 и выше.

Для учета электрической энергии, остальных потребителей, с максимальной мощностью менее 670 кВт, подлежат использованию приборы учета класса точности 1,0 и с более высоким классом точности - для точек присоединения к объектам электросетевого хозяйства напряжением до 35 кВ.

На напряжнение выше 110 кВ применяются приборы учета класса точности 0,5S и с более высоким классом точности.

Для учета электрической энергии, с максимальной мощностью не менее 670 кВт, подлежат использованию приборы учета, позволяющие измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, класса точности 0,5S и с более высоким классом точности, обеспечивающие хранение данных о почасовых объемах потребления электрической энергии за последние 90 дней и более или включенные в систему учета.

Требование сбытовых и электросетевых компаний по установке системы автоматизированного контроля и учета электроэнергии к потребителям, менее 670 кВт противоречит Постановлению Правительства РФ №442.

Требования к измерительным трансформаторам тока.

Класс точности измерительных трансформаторов, используемых в измерительных комплексах для установки (подключения) приборов учета, должен быть не ниже 0,5. (Допускается использование измерительных трансформаторов напряжения класса точности 1,0 для установки (подключения) приборов учета класса точности 2,0)

Допускается применение трансформаторов тока с завышенным коэффициентом трансформации (по условиям электродинамической и термической стойкости или защиты шин), если при максимальной нагрузке присоединения ток во вторичной обмотке трансформатора тока будет составлять не менее 40 % номинального тока счетчика, а при минимальной рабочей нагрузке - не менее 5 %. (ПУЭ 1.5.17)

Установка счетчиков. Установка приборов учета должна соответствовать требованиям главы 1.5 ПУЭ.

Счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0 град. С. Допускается размещение счетчиков в неотапливаемых помещениях и коридорах распределительных устройств электростанций и подстанций, а также в шкафах наружной установки. При этом должно быть предусмотрено стационарное их утепление на зимнее время посредством утепляющих шкафов, колпаков с подогревом воздуха внутри них электрической лампой или нагревательным элементом для обеспечения внутри колпака положительной температуры, но не выше +20 град. С.

Высота от пола до коробки зажимов счетчиков должна быть в пределах 0,8- 1,7 м. Допускается высота менее 0,8 м. но не менее 0,4 м.

Для безопасной установки и замены счетчиков в сетях напряжением до 380 В должна предусматриваться возможность отключения счетчика установленными до него на расстоянии не более 10 м коммутационным аппаратом или предохранителями. Снятие напряжения должно предусматриваться со всех фаз, присоединяемых к счетчику

Трансформаторы тока, используемые для присоединения счетчиков на напряжении до 380 В, должны устанавливаться после коммутационных аппаратов по направлению потока мощности.

Схема подключения электрического счетчика

Цепи учета следует выводить на самостоятельные сборки зажимов или секции в общем ряду зажимов. При отсутствии сборок с зажимами необходимо устанавливать испытательные блоки.

Зажимы должны обеспечивать закорачивание вторичных цепей трансформаторов тока, отключение токовых цепей счетчика и цепей напряжения в каждой фазе счетчиков при их замене или проверке, а также включение образцового счетчика без отсоединения проводов и кабелей.

Конструкция сборок и коробок зажимов расчетных счетчиков должна обеспечивать возможность их пломбирования.

Для обеспечения выполнения требований по закорачиванию вторичных цепей трансформаторов тока используется испытательная коробка. При установке испытательной коробки необходимо убедиться в присутствии винта, соединяющего с обратной стороны шинку, служащую для закорачивания обмоток c нулевой шиной.

Правила
учета электрической энергии

1. Введение

Настоящие "Правила учета электрической энергии" (в дальнейшем - Правила) разработаны во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.95 г. № 1087 "О неотложных мерах по энергосбережению" специалистами Минтопэнерго России, Минстроя России и РАО "ЕЭС России" с участием Госстандарта России.

В Правилах учтены положения Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 541 - 544), федеральных законов "Об обеспечении единства измерений ", "Об энергосбережении " и других действующих законов Российской Федерации, ГОСТов, нормативно-технических документов и накопленный опыт в области учета электроэнергии.

Правила определяют общие требования к организации учета электрической энергии и взаимосвязь между основными нормативно-техническими документами, действующими в этой области.

Правила действуют на территории Российской Федерации и обязательны при:

Осуществлении производства, передачи, распределения и потребления электрической энергии;

Выполнении проектных, монтажных, наладочных и ремонтных работ по организации учета электрической энергии;

Обеспечении эксплуатации средств учета электрической энергии.

Правила содержат основные положения по учету электроэнергии при ее производстве, передаче, распределении и потреблении на действующих, вновь сооружаемых и реконструируемых электроустановках, а также по эксплуатации средств учета.

2. Общие положения

2.1. Основной целью учета электроэнергии является получение достоверной информации о производстве, передаче, распределении и потреблении электрической энергии на оптовом и розничном рынках электроэнергии для решения основных технико-экономических задач:

Финансовых расчетов за электроэнергию и мощность между субъектами рынка (энергоснабжающими организациями, потребителями электроэнергии) с учетом ее качества;

Определения и прогнозирования технико-экономических показателей производства, передачи и распределения электроэнергии в энергетических системах;

Определения и прогнозирования технико-экономических показателей потребления электроэнергии на предприятиях промышленности, транспорта, сельского хозяйства, коммунально-бытовым сектором и др.;

Обеспечения энергосбережения и управления электропотреблением.

2.2. Качество подаваемой энергоснабжающей организацией энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.

2.3. Учет активной электроэнергии должен обеспечивать определение количества электроэнергии (и в необходимых случаях средних значений мощности):

Выработанной генераторами электростанций;

Потребленной на собственные и хозяйственные нужды (раздельно) электростанций и подстанций, а также на производственные нужды энергосистемы;

Отпущенной потребителям по линиям, отходящим от шин электростанций непосредственно к потребителям;

Переданной в сети других собственников или полученной от них;

Отпущенной потребителям из электрической сети;

Переданной на экспорт и полученной по импорту.

Организация учета активной электроэнергии должна обеспечивать возможность:

Определения поступления электроэнергии в электрические сети различных классов напряжения энергосистем;

Составления балансов электроэнергии для хозрасчетных подразделений энергосистем и потребителей;

Контроля за соблюдением потребителями заданных им режимов потребления и балансов электроэнергии;

Расчетов потребителей за электроэнергию по действующим тарифам, в том числе многоставочным и дифференцированным;

Управления электропотреблением.

2.4. Учет реактивной электроэнергии должен обеспечивать возможность определения количества реактивной электроэнергии, полученной потребителем от электроснабжающей организации или переданной ей, если по этим данным производятся расчеты или контроль соблюдения заданного режима работы компенсирующих устройств.

2.5. Учет электроэнергии производится на основе измерений с помощью счетчиков электрической энергии и информационно-измерительных систем.

2.6. Для учета электроэнергии должны использоваться средства измерений, типы которых утверждены Госстандартом России и внесены в Государственный реестр средств измерений.

2.7. Государственный метрологический контроль и надзор за средствами измерений, применяемыми при проведении учета электроэнергии, осуществляется органами Госстандарта России и аккредитованными им метрологическими службами на основе действующей нормативной документации.

3. Организация учета электроэнергии

3.1. Организация учета электроэнергии на действующих, вновь сооружаемых, реконструируемых электроустановках должна осуществляться в соответствии с требованиями действующих нормативно-технических документов в части:

Мест установки и объемов средств учета электроэнергии на электростанциях, подстанциях и у потребителей;

Классов точности счетчиков и измерительных трансформаторов;

Размещения счетчиков и выполнения электропроводки к ним.

3.2. Учет активной и реактивной энергии и мощности, а также контроль качества электроэнергии для расчетов между энергоснабжающей организацией и потребителем производится, как правило, на границе балансовой

принадлежности электросети.

3.3. Для повышения эффективности учета электроэнергии в электроустановках рекомендуется применять автоматизированные системы учета и контроля электроэнергии, создаваемые на базе электросчетчиков и информационно-измерительных систем.

3.4. Лица, выполняющие работы по монтажу и наладке средств учета электроэнергии, должны иметь лицензии на проведение данных видов работ, полученные в установленном порядке.

3.5. Средства учета электрической энергии и контроля ее качества должны быть защищены от несанкционированного доступа для исключения возможности искажения результатов измерений.

4. Организация эксплуатации средств учета электроэнергии

4.1. Поставщик средств измерений, используемых для учета электрической энергии и контроля ее качества, должен иметь лицензию на их изготовление, ремонт, продажу или прокат, выдаваемую Госстандартом России в установленном порядке.

4.2. Организация эксплуатации средств учета электроэнергии должна вестись в соответствии с требованиями действующих нормативно-технических документов и инструкций заводов-изготовителей.

4.3. Эксплуатационное обслуживание средств учета электроэнергии должно осуществляться специально обученным персоналом.

4.4. При обслуживании средств учета электроэнергии должны выполняться организационные и технические мероприятия по обеспечению безопасности работ в соответствии с действующими правилами.

4.5. Ведомства могут на основании действующих правовых и нормативно-технических документов разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции ведомственные нормативно-технические документы в области учета электроэнергии, не противоречащие настоящим правилам.

4.6. Периодическая поверка средств измерений, используемых для учета электрической энергии и контроля ее качества, должна производиться в сроки, установленные Госстандартом России.

4.7. Перестановка, замена, а также изменение схем включения средств учета производится с согласия энергоснабжающей организации.

Приложение

Основные термины и определения, употребляемые в тексте Правил

Электроустановками называются совокупность машин, аппаратов, линий электропередач и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другой вид.

Счетчики, учитывающие активную электроэнергию , называются счетчиками активной энергии (далее - счетчики).

Счетчики, учитывающие интегрированную реактивную мощность (далее - реактивная электроэнергия) за учетный период , называются счетчиками реактивной энергии.

Средства учета - совокупность устройств, обеспечивающих измерение и учет электроэнергии (измерительные трансформаторы тока и напряжения, счетчики электрической энергии, телеметрические датчики, информационно-измерительные системы и их линии связи) и соединенных между собой по установленной схеме.

Расход электроэнергии на собственные нужды электростанций и подстанций - потребление электроэнергии приемниками, обеспечивающими необходимые условия функционирования электростанций и подстанций в технологическом процессе выработки, преобразования и распределения электрической энергии.

Расход электроэнергии на хозяйственные нужды электростанций и электрических сетей - потребление электроэнергии вспомогательными и непромышленными подразделениями, находящимися на балансе электрических станций и предприятий электрических сетей, необходимое для обслуживания основного производства, но непосредственно не связанное с технологическими процессами производства тепловой и электрической энергии на электростанциях, а также передачи и распределения электрической энергии.

Расход электроэнергии на производственные нужды - это потребление электроэнергии районными котельными и электробойлерными установками, как состоящими на самостоятельном балансе, так и на балансе электростанций, а также на перекачку воды гидроаккумулирующими электростанциями и перекачивающими установками.

Потребитель (абонент) электрической энергии - юридическое лицо, осуществляющее пользование электрической энергией (мощностью).

Энергоснабжающая организация - коммерческая организация, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии.

Метрологическая служба - совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений.

Метрологический контроль и надзор - деятельность, осуществляемая органом государственной метрологической службы (государственный метрологический контроль и надзор) или метрологической службой юридического лица в целях проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм.

Средства измерений - техническое устройство, предназначенное для измерений.

Поверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых органами метрологической службы (другими уполномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средства измерений установленным техническим требованиям.

Калибровка средств измерений - совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению средства измерений, не подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору.

Сертификат об утверждении типа средства измерений - документ, выдаваемый уполномоченным на то государственным органом, удостоверяющий, что данный тип средств измерений утвержден в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и соответствует установленным требованиям.

Аккредитация на право поверки средств измерений - официальное признание уполномоченным на то государственным органом полномочий на выполнение поверочных работ.

Лицензия на изготовление (ремонт, продажу, прокат) средств измерений - документ, удостоверяющий право заниматься указанными видами деятельности, выдаваемый юридическим и физическим лицам органом государственной метрологической службы.

Утверждаю
Заместитель министра топлива и энергетики
Российской Федерации

19.09.1996

В.В. Кудрявый

Утверждаю
Заместитель министра строительства
Российской Федерации
26.09.1996

О.С. Фоменко

Согласовано
Заместитель председателя Госстандарта России
18.09.1996

Л.К. Исаев

Согласовано
Начальник Главгосэнергонадзора России
12.09.1996

Основной целью учета является получение достоверной информации о количестве отпущенной и потребленной электроэнергии (величине мощности) для решения финансовых расчетов за электроэнергию и мощность, определения и прогнозирования технико-экономических показателей потребления электроэнергии предприятием, обеспечения энергосбережения и организации электропотребления. Различают коммерческий, используемый для финансовых расчетов (с определенными требованиями по местам установки средств учета, их типам, классам точности и периодичности снятия показаний), и технический учет электроэнергии в целях организации по подразделениям электропотребления и энергосбережения на предприятии.

Средства учета электроэнергии

Средства учета электроэнергии - это устройства, обеспечивающие измерение и учет; к ним относятся: счетчики электрической энергии (активной и реактивной); измерительные трансформаторы тока и напряжения; телеметрические датчики; информационно-измерительные системы и их линии связи. Измерительным комплексом средств учета электроэнергии называется совокупность соединенных между собой по установленной схеме устройств. Совокупность измерительных комплексов, установленных на одном объекте (например, на предприятии), называется системой учета электроэнергии.

Самым распространенным видом электроизмерительных приборов являются счетчики активной и реактивной энергии .

Различают счетчики непосредственного включения в сеть и счетчики, предназначенные для подключения к измерительным трансформаторов тока и напряжения. В последнем случае показания счетчика умножают на расчетный коэффициент Кр, равный произведению соответствующих коэффициентов трансформации: Ар = К,Ки. Есть счетчики, заранее отградуированные для работы с конкретными измерительными трансформаторами, которые указаны на их табличке. Такие счетчики называются трансформаторными; пересчет их показаний не требуется.

В качестве расчетных используют однофазные и трехфазные счетчики двух типов: индукционные и статические (электронные). В индукционном счетчике имеется подвижный диск, по которому протекают токи, индуцированные магнитным полем токопроводящих катушек. В электронном счетчике переменный и воздействуют на твердотельные (электронные) элементы для создания на выходе импульсов, число которых пропорционально измеряемой активной энергии.

Счетный механизм представляет собой электромеханическое или электронное устройство, содержит запоминающее устройство и дисплей. В последние годы повсеместно идет переход с индукционных счетчиков на электронные, обеспечивающие более высокую точность, возможность хранения и передачи данных, меньшую вероятность вмешательства в работу прибора в целях искажения его показаний. Электронный счетчик может быть многотарифным, если в нем есть набор счетных механизмов, каждый из которых работает в установленные интервалы времени, соответствующие различным тарифам. Использование таких счетчиков дает потребителю возможность выбора тарифа, дифференцированного по времени суток.

Все включаются по типовым схемам, в которых для правильной работы счетного механизма и во избежание хищений необходимо соблюдать полярность выводов: генераторные зажимы подключают к источнику питания, нагрузочные зажимы - к цепи тока нагрузки.

Система учета электроэнергии должна быть защищена от воздействия электромагнитных полей (сверх установленных техническими условиями), механических повреждений и несанкционированного доступа. На счетчиках устанавливают два типа пломб: заводские пломбы на креплении кожухов, не допускающие проникновение внутрь механизма счетчика, и пломбы организации (субъекта электроэнергетики), с которой осуществляются финансовые расчеты.

Счетчики активной энергии изготавливают следующих классов точности (обозначает наибольшую относительную погрешность в процентах): индукционные - 0,5; 1,0; 2,0 и 2,5; электронные - 1; 2; 0,2S; 0,5S. Требования к классу точности определяют в зависимости от цели и места установки системы учета; ряд требований определены в правовых и нормативных документах. Рынок электроэнергии предъявляет повышенные требования к точности приборов учета.

На розничных рынках электроэнергии должны использоваться приборы учета следующих классов точности:

  • для потребителей, присоединенная мощность которых не превышает 750 кВ А (в том числе граждан), - 2,0 и выше; более 750 кВ А - 1,0 и выше.
  • При подключении новых потребителей до 750 кВ А или замене приборов учета классы точности следует повышать до 1,0 на напряжении до 35 кВ и до 0,5S на напряжении ПО кВ и выше.
  • Потребители с присоединенной мощностью более 750 кВА обязаны устанавливать приборы учета, позволяющие измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, класса точности 0,5S и выше, в том числе включенные в состав автоматизированной измерительной системы коммерческого учета с хранением и передачей данных на вышестоящие уровни.

Если расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, то объем отпущенной потребителю электроэнергии обычно корректируется с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы до места установки прибора учета. Величина нормативных потерь определяется в соответствии с методикой выполнения измерений, согласовываемой сторонами. Возможно применение приборов учета, в которых заложены соответствующие алгоритмы определения потерь, тогда их показания используют для расчетов.

Снижение затрат на потребление электроэнергии

Снижение производственных затрат на энергоресурсы затрат реализуется направлениями технической политики предприятия, заключающейся в снижении стоимости потребленной электроэнергии и повышении эффективности ее использования. Потребители как субъекты оптового или розничных рынков электроэнергии организуют прогнозирование расходов электроэнергии и графиков нагрузки на различные временные интервалы (от года до минут), рассматривая регулирование своей нагрузки.

Для оптимизации затрат предприятию следует переносить часть нагрузки на другие временные интервалы - полупиковые и ночные.

Считая, что годовое А(А = Рмах Тмах) и суточное Ас (Ас = 24Рс) электропотребление не зависят от регулирования (энергия для функционирования предприятия W const), можно организовать перераспределение потребляемой энергии в течении суток. Для этого на суточном графике нагрузки предприятия выделяют:

  • ночную зону Рн;
  • дневную зону, равную средней нагрузке Рс;
  • утренний РУ(таХ) и вечерний Рв(тах) максимумы, совпадающие с временем прохождения максимума в энергосистеме (при этом Рс < Ру(макс) < Рв(мах)).

Предприятию следует изыскать возможность отключать энергоемкие агрегаты в часы прохождения максимума, но включать их в дневные и ночные часы, так чтобы при выполнении производственной программы суточное электропотребление было постоянным. Снижение заявленного максимума (и оплаты) возможно, если такое регулирование будет осуществляться на протяжении всего периода, на который заявлен график нагрузки (месяц, квартал, год).

Если предприятие не выполняет заявленный график нагрузки, то ему придется оплачивать электроэнергию по другим тарифам и нести штрафные санкции.

Предприятие заинтересовано в постоянном управлении величиной электропотребления, опираясь на возможности регулирования по цехам.

Условно принимается:

  1. технологический процесс одинаков для каждого цикла (смены), но изменением времени начала и конца цикла можно перевести максимальную нагрузку на другое время;
  2. процесс непрерывен и не может сдвигаться во времени, но продукция различна по электроемкости, а сам процесс регулируем по интенсивности - следует ставить на часы максимума выпуск неэнергоемкой продукции;
  3. технология допускает прерывание - такое, что экономия оплаты за электроэнергию перекрывает неудобства;
  4. цеха свободны от технологических ограничений на снижение нагрузки. I

Предприятие, имеющее возможности регулирования нагрузки, называется потребителем с управляемой нагрузкой.

Такое предприятие может оказывать услуги субъектам электроэнергетики. За эти услуги предприятию должны оплачивать (полностью возмещают как затраты, так и обоснованный уровень рентабельности). С точки зрения субъектов электроэнергетики снижение Ртах отдельных потребителей означает выравнивание общего графика нагрузки и снижение максимума, что в пределе снижает возможный дефицит мощности и позволяет отказаться от строительства части генерирующих мощностей.

Особо как регуляторы рассматриваются предприятия и организации, имеющие собственные источники электроэнергии. Они законодательно получили название «потребители с блокстанциями» и право продажи излишков (даже в отдельные часы) другим потребителям региона, гарантирующему поставщику, а в ряде случаев - и на оптовый рынок. Это позволит организовать экономичные режимы собственных электростанций.