Занятие ср гр развитие речи. Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Описание игрушки. Ход непосредственно образовательной деятельности

Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий Гербова Валентина Викторовна

Особенности развития речи детей пятого года жизни

В средней группе предусматривается интенсивная работа по углублению знаний детей о различных предметах. Пассивный и активный словарь дошкольников обогащается за счет слов – названий частей и деталей предметов, их качеств и свойств (цвет, форма, величина, фактура и т. д.), а также понятий, характеризующих пространственные и временные отношения.

Детей учат использовать в речи обобщающие слова, например: одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, фрукты, цветы, птицы, животные ; группировать знакомые предметы и классифицировать их (посуда: чайная, столовая, кухонная; обувь: летняя и зимняя).

Словарь дошкольников пополняется за счет слов, отражающих взаимоотношения между людьми.

Дети начинают использовать в речи названия воинских профессий: моряки, пограничники, летчики и т. д.

Овладевая словарным составом языка, дети усваивают и его грамматический строй. На пятом году жизни дошкольники начинают осваивать способы образования существительных с суффиксами эмоционально-экспрессивной оценки, существительных, обозначающих детенышей животных, а также некоторые способы образования глаголов с приставками и степеней сравнения прилагательных.

В речи детей данного возраста преобладают простые распространенные предложения. Увеличивается число распространенных предложений с однородными членами (дополнениями, определениями). Появляются предложения с однородными обстоятельствами.

Относительно свободно четырехлетние дети пользуются сложносочиненными предложениями, как бессоюзными, так и с союзами а, и , а также сложноподчиненными предложениями (как правило, с придаточными дополнительными и придаточными времени). Возрастает количество сложноподчиненных предложений с придаточными причины.

Вместе с тем, высказывая развернутые суждения и следя при этом за ходом своих мыслей, дети затрудняются одновременно следить и за грамматической формой их изложения. Об этом говорят ошибки в согласовании слов в предложении, пропуски отдельных членов, затруднения в конструировании простых предложений, входящих в состав сложного.

Программа предусматривает обучение детей пятого года жизни умению пользоваться грамматически правильными формами слов, в ответах и рассказах выражать свои мысли законченными предложениями, смысл которых понятен окружающим. Решение этих задач требует планомерной, целенаправленной работы воспитателя.

Требования программы по обучению четырехлетних детей разговорной (диалогической) речи сводятся к формированию у них умения слушать и понимать обращенную к ним речь, участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их. Одновременно следует воспитать у дошкольников общительность, тактичность, сдержанность – качества, необходимые человеку в общении с окружающими.

Воспитатель должен учить детей понятно и содержательно отвечать на вопросы, стараясь при этом не нарушить живость и эмоциональность речи, ее своеобразие. Однако содержательность речи ребенка, полнота и последовательность высказываний обусловливается богатством его словаря и степенью овладения грамматическими средствами языка. Поэтому развитие связной речи должно осуществляться в комплексе с формированием словаря и грамматически правильной речи.

Особое место в работе с детьми среднего дошкольного возраста занимает обучение рассказыванию. Ребят учат составлять рассказы о предмете, по картине; придумывать свою картину, используя раздаточные картинки, конкретизирующие заданную педагогом тему (встречи на лесной полянке, на морском дне и т.д.).

Звуковая сторона речи детей 4–5 лет также отличается некоторыми особенностями: с одной стороны, у дошкольников развита восприимчивость к звукам чужой речи, с другой – недостаточно сформирована способность осознавать дефекты собственного произношения, характерно несовершенство моторики артикуляционного аппарата.

Воспитание звуковой культуры речи у детей этого возраста сводится в основном к развитию фонематического слуха и формированию правильного произношения всех звуков родного языка, особенно свистящих, шипящих и сонорных. Наряду с решением названных задач необходимо также воспитывать у детей звуковую и интонационную выразительность речи, умение соизмерять громкость голоса, говорить в размеренном темпе, правильно и четко произносить слова, ставить в них ударение, совершенствовать речевое дыхание.

Особая программная задача – приобщение детей к художественной литературе. В программе литература выделена в самостоятельный раздел, вне привязки к развитию речи. Художественное произведение рассматривается как самоценность. Детям необходимо читать каждый день, формируя у них интерес к чтению. Следует продолжать учить детей рассматривать книги, соотносить иллюстрации с содержанием произведений.

Из книги Ребенок второго года жизни. Пособие для родителей и педагогов автора Коллектив авторов

Показатели развития ребенка второго года жизни 1 1 год – 1 год 3 месяца Запас понимаемых слов быстро расширяется. Находясь в радостном настроении, пользуется лепетными и иными облегченными словами. Ориентируется в двух контрастных величинах предметов с разницей в

Из книги Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа. Планы занятий автора

Особенности речевого развития детей 2–4 лет Начиная со второго полугодия третьего года жизни речь ребенка становится понятной для окружающих вне конкретной ситуации и речевого контекста, а это свидетельствует о том, что после 2 лет 6 месяцев малыш овладевает необходимым

Из книги Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий автора Гербова Валентина Викторовна

Особенности развития речи детей четвертого года жизни На четвертом году жизни особое внимание уделяется формированию потребности высказываться самостоятельно.Малыши говорят с целью что-то сообщить, объяснить, попросить, а также сопровождают речью игровые действия. Их

Из книги Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий автора Гербова Валентина Викторовна

Особенности развития речи детей третьего года жизни На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием своей самостоятельности. Дети пытаются действовать как взрослые, но

Из книги Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет автора Куцакова Людмила Викторовна

Особенности психического развития детей Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.Диагностика готовности ребенка к школе

Из книги Развитие речи. Игры и занятия с детьми раннего возраста. 1-3 года автора Мещерякова Софья Юрьевна

Педагогические приемы, используемые для развития речи детей в повседневной жизни В процессе игры Во время свободной игры воспитатель может подсесть к ребенку и завязать с ним беседу: «Ой, какая красивая кукла! Это девочка? Как ее зовут?» При этом обращения взрослого не

Из книги Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений автора Теплюк Светлана Николаевна

Особенности развития и воспитания детей от рождения до трех

Из книги Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка автора Сосорева Елена Петровна

Принципы и задачи гармоничного развития детей первых лет жизни Первые годы жизни ребенка отличаются своей уникальностью и неповторимостью. Этот период правомерно выделяют особо в общем развитии и воспитании детей дошкольного возраста. В это время происходит

Из книги Энциклопедия методов раннего развития автора Рапопорт Анна

Особенности развития детей раннего возраста Для детей первых лет жизни характерен быстрый темп развития. С этим связано повышение работоспособности детского организма. Новорожденный ребенок в состоянии бодрствовать в течение 5–7 минут. К году длительность одного

Из книги Качая колыбель, или Профессия «родитель» автора Шереметева Галина Борисовна

Средние показатели физического развития для детей пятого месяца жизни Вес – 7,4–7,8 кг.Рост – 64–68 см.Окружность головы – 42,2-43,2 см.Окружность груди –

Из книги Уход за ослабленными новорожденными автора Луковкина Аурика

Средние показатели физического развития для детей девятого месяца жизни Вес – 9,3–9,9 кг.Рост – 71–73 см.Окружность головы – 45,3-46,3 см.Окружность груди –

Из книги Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част(н)ые вопросы автора Милованова Анна Викторовна

Средние показатели физического развития для детей десятого месяца жизни Вес – 9,5–10,4 кг.Рост – 72–74 см.Окружность головы – 45,6–46,6 см.Окружность груди –

Из книги автора

Часть 1 В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ - ЗДОРОВЫЙ ДУХ Методы физического развития ребенка первого года жизни Ни для кого не секрет, что первый год жизни ребенка во многом определяет всю его жизнь. И прежде всего то, каким будет здоровье ребенка. Всем родителям на свете хочется, чтобы

Из книги автора

Из книги автора

Глава 2 Развитие детей первого года жизни Первый год жизни ребенка характеризуется усиленным ростом организма, быстрыми темпами развития функций всех органов и систем, а также интенсивным обменом веществ. Так, например, первоначальная масса новорожденного (3000–3500 г)

Из книги автора

Особенности психомоторного развития у недоношенных детей Современная медицина заметно повысила показатель выживаемости младенцев. Однако участились и случаи преждевременных родов, увеличившись за последние несколько лет с 10 % от общего числа новорожденных до 15–30 %

Цели:

1. Дать представление о празднике День Победы.

2. Закрепить умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос

3 . Учить рассказывать

4 . Развивать любознательность, внимание, речь, расширять кругозор детей.

5 . Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам В.О.В., желание заботиться о них.

6 .Учить аккуратно закрашивать длинные полосы.

Материалы к занятию: иллюстрации с изображением атрибутики праздника День Победы, картины о В.О.В., магнитофон для прослушивания песен военных лет, подборка книг на военную тематику, георгиевская ленточка (для образца), бумажные ленточки (3,5 x30) , краски, кисти.

Ход занятия .

Звучит музыка – детская песня «Солнечный круг». Воспитатель вместе с детьми обсуждает, о чем песня, почему мальчик написал такие слова: «пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я».

Воспитатель: Потому что в истории людей были такие страницы, когда больше всего страдали дети, теряли мам, не видели мирного неба над головой… В истории нашей Родины такие страницы были. Показ и рассмотрение иллюстраций. Спрашивает детей, кто узнал, о чем они.

Воспитатель: Сегодня мы не просто так рассматриваем эти иллюстрации. В один торжественный день наша страна отмечает очень важный и памятный праздник. Кто знает, что это за праздник?

Дети: День Победы.

Воспитатель: Правильно! 9 мая мы отмечаем День Победы в Великой Отечественной Войне , которая длилась четыре года и закончилась победой нашего народа. Давайте еще раз вспомним, что это была за победа, над кем?

Дети: над фашистами.

Воспитатель: Да, верно.

Сейчас я вам расскажу почему война называется Великой Отечественной.

Звучит песня «Священная война». Прослушиваем первый куплет, дальше воспитатель рассказывает под чуть слышное продолжение песни.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННА ВОЙНА - самая крупная война в истории человечества. Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года.

Отечественной войной она называется потому, что эта война - справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна!

Это была очень страшная война. Бои шли не только на суше, но и на море, в воздухе.

Вопросы:

- Почему война называется Великой Отечественной?

Где шли бои? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, каким должен быть солдат?

Дети: сильным, смелым, выносливым, отважным и пр.

Воспитатель: Правильно! А чтобы стать сильными, нужно дружить с физкультурой.

Физкультминутка «Самолёт»:

Руки ставим мы вразлёт: (Руки в стороны.)

Появился самолёт. ("Полетели" как самолёты.)

Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо.)

Делай "раз", делай "два". (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.)

Руки в стороны держите,(Руки в стороны.)

Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)

Опустили руки вниз, (Опустили руки.)

И на место ты садись! (Сели на места.).

Слушание песни «День Победы» (муз. Д. Тухманова), первый куплет слушаем, затем под чуть еле слышную музыку воспитатель рассказывает.

Воспитатель : И вот наступил тот долгожданный день-День Победы! Случилось это 9 мая 1945 года. Прошло уже 70 лет, с тех пор, как наша страна победила. В первый мирный день весь народ вышел на улицы. Люди от радости пели, плясали, обнимались! Все поздравляли друг друга с Великой Победой! Был Май, была весна, и было много-много цветов.

За свободу нашей Родины боролись смелые солдаты, многие из них погибли. Тех кто выжил называют ветеранами.

У некоторых из вас может быть есть родственники, которые тоже воевали, кто-то из них ещё жив. Не забудьте поздравить их с праздником Победы.

Если вы 9 Мая увидите человека с орденами, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему "спасибо" за то, что он защитил нашу Родину от врагов. Ветеранам будет приятно, что мы все помним о трудной Победе .

Раскрашивание георгиевской ленточки:

Воспитатель: Несколько лет назад появилась очень хорошая традиция. В День Победы люди прикалывают на лацкан одежды георгиевскую ленточку в знак памяти о боевых заслугах нашего народа.

Показывает ленточку.

Ребята, а какие цвета на георгиевской ленточке? Ответы детей.

Воспитатель: Что они означают? (выслушать ответы детей).

Воспитатель: Чёрный цвет означает дым, а оранжевый – огонь. И сегодня мы с вами сами попробуем сделать такие ленточки. Воспитатель показывает приемы раскрашивания, напоминает, что все необходимо делать очень аккуратно, не торопясь.

После того как краска на ленточках высохнет, воспитатели прикалывают детям георгиевские ленточки .

А сейчас наше занятие заканчивается. И напоследок я хочу, чтобы вы еще раз прослушали песню« День Победы»




Цель:

Расширить и уточнить представления детей о детском саде, труде сотрудников детского сада.

Воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада

Развивать логическое мышление, способствовать развитию воображения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи для детей
средней группы

«Мой любимый детский сад»

Интеграция областей: познание, коммуникация, безопасность, социализация, труд, художественное творчество, музыка, физическая культура.

Цель:

Расширить и уточнить представления детей о детском саде, труде сотрудников детского сада.

Воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада

Развивать логическое мышление, способствовать развитию воображения

Материал: демонстрационный - использование мультимедийной установки: слайды фотографий детского сада, сотрудников.

Ход:

(Дети заходят, садятся на стулья.. Звучит песня про детский сад. Входит персонаж Машенька)

МАША: -Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам в гости, для того чтобы вы рассказали мне, что такое детский сад!

Воспитатель: - Давайте вместе расскажем и покажем Маше, что же это такое – детский сад и для чего он нужен?

А что такое детский сад, кто в нем находится?

(дом, в который каждый день приходят дети)

Ребята, назовите поселок, в котором находится Ваш детский сад?

(поселок Андра)

Ребята, у меня для Вас и Маши есть фоторепортаж.

В. - Что это за здание? Расскажите о нем? Какое оно?

(Правильно, детский сад деревянный.)

В.- Ребята, а какие помещения есть в нашем детском саду?

(группы, пищеблок, постирочная, кабинет медицинского работника. музыкальный зал) .

А сейчас посмотрите на экран.

Как вы думаете, что это? (Наша группа)

Правильно, это ваша группа.

Кто расскажет, что на этом слайде? (наш участок, где мы играем на прогулке)

В- Ребята, скажите, пожалуйста, кто живет в нашем детском саду? (дети, взрослые)

В- А дети в нашем детском саду одного возраста? (Нет. Большие и маленькие) .

МАША- Ребята, чем вы занимаетесь в детском саду? (играем, поём, танцуем)

МАША- Ребята, в детском саду работают взрослые? Да.

В- Давайте расскажем, кто работает у нас в детском саду и как их зовут? Как её зовут? Кем она работает в детском саду?

В- Это наша заведующая. Ее зовут Ольга Николаевна. Чем она здесь занимается? Что она делает?

(руководит воспитателями, следит, чтобы везде был порядок, чтобы у детей было много игрушек)

МАША- Дети, а кто вас встречает утром в детском саду? (Воспитатель)

МАША- Как зовут ваших воспитателей? (ответы детей) .

МАША - Что делает воспитатель в детском саду? (играет, поёт, разговаривает с нами)

МАША- Какие ваши воспитатели? (ласковые, заботливые, добрые) .

МАША- Какие правила поведения нужно выполнять, чтобы не огорчать воспитателей?

В- Ребята, кто изображен на этой фотографии? (мл.воспитатель.) Познакомьте с ней Машу, как её зовут? (ответы детей) . - Скажите, какую работу она выполняет? (убирает, моет, кормит нас, помогает воспитателю)

В- А как вы помогаете младшему воспитателю? (ответы детей)

МАША- Так здорово, что с вами работают такие добрые и заботливые взрослые.

МАША- Дети, воспитатели с вами так много играют. Я тоже очень люблю играть.

В. Ну что, ребята, давайте немного поиграем и пригласим Машу на нашу веселую разминку.

ФИЗМИНУТКА

Мишка

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. Повороты влево и вправо.

Потянулся он со сна: Потягивания, руки вверх.

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. Вращения головой.

Наклонился взад-вперед, Наклоны вперед- назад.

Вот он по лесу идет.

Ищет мишка корешки Наклоны: правой рукой коснуться

И трухлявые пеньки. левой ступни, потом наоборот.

В них съедобные личинки-

Для медведя витаминки.

Наконец медведь наелся

И на бревнышке уселся. Дети садятся.

МАША- Вот как весело, ой что - то у меня разболелась голова.

А кто в вашем детском саду может полечить меня? (медсестра) Как ее зовут? (ответы детей)

МАША- Что ей нужно для того чтобы оказать помощь? (бинт, зелёнка, вата, перекись)

МАША- А почему она ходит в белом халате? (ответ детей)

(Эта одежда показывает профессию человека, смотрите какая она белоснежная и на ней нет микробов.)

МАША- Дети, а я знаю, что вы очень хорошо поёте и танцуете... (Да)

Кто вас этому учит? Как её зовут? (ответ детей)

Как называется её профессия? (музыкальный руководитель) .

А зачем вы учите песни? (чтобы выступать на праздниках)

МАША- Ребята, а как называется помещение куда вы ходите петь? (музыкальный зал)

А какие мероприятия проходят в этом зале? (праздники, развлечения)

Ребята, посмотрите на экран и скажите что изображено? (фото спортивного зала)

Ребята, что это за помещение? (спортзал)

А для чего он нужен? (мы занимаемся там физкультурой)

Как зовут вашего преподавателя по физкультуре, вы знаете? (ответы детей)

Правильно.

МАША- Ребята, а мне очень нравится рисовать, а вы умеете? (ответы детей).

МАША - А кто вас этому обучает? (ответы детей).

МАША- Скажите, а чья это фотография? (это наш логопед)

В.- Как ее зовут? Чему она вас учит? (учит правильно говорить)

МАША- Скажите, ребята, а вам нравится в детском саду? А что именно вам нравится? (ответы детей)

МАША- Друзья, и мне у вас очень понравилось, но мне пора. Я побежала! Пока! До скорой встречи!

В.-До свидания, Машенька! Ребята, понравилась ли вам наша гостья? А что вы ей рассказали о нашем детском саду? Пригласим еще к нам Машеньку? (ответы детей)


Цель: формировать представления о здоровом образе жизни

  1. Активизировать и расширять словарный запас детей посредством участия в словесно-речевых играх.
  2. Развивать диалогическую речь: участвовать в беседе, выражать свою точку зрения, понятно для слушателя отвечать на вопросы.
  3. Учить понимать смысл загадок, отгадывать их.
  4. Вызвать у детей положительные эмоции от чтения стихов.
  5. Способствовать развитию любознательности

План НОД:

Воспитатель

Сегодня на занятии мы с вами познакомимся со здоровым образом жизни, что же это такое? Кто мне может ответить? (Ответы детей)

Вы всё говорите верно, чтобы быть здоровым нужно есть полезную пищу, а еще мыть руки, чистить зубы, много двигаться на свежем воздухе, заниматься спортом.

Давайте с вами поиграем в игру «Доскажи словечко» о видах спорта и спортивных принадлежностях.

  1. Просыпаясь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю … (зарядку)

  1. Не обижен, а надут.

Его по полю ведут.

А ударят – нипочём!

Не угнаться за … (мячом) .

  1. На ледяной площадке крик,

К воротам рвётся ученик –

Кричат все: «Шайба! Клюшка! Бей! »

Весёлая игра… (хоккей) .

  1. Ясным утром вдоль дороги

На траве блестит роса.

По дороге едут ноги,

И бегут два колеса.

У загадки есть ответ:

Это мой … (велосипед)

  1. Кто на льду меня догонит?

Мы бежим вперегонки.

А несут меня не кони,

А блестящие … (коньки) .

  1. Взял дубовых два бруска,

Два железных полозка,

На бруски набил я планки,

Дайте снег! Готовы … (санки) .

  1. Я атлетом стать хочу,

Прихожу я к силачу:

— Расскажите вот о чём,

Как вы стали силачом.

Улыбнулся он в ответ:

— Очень просто. Много лет

Ежедневно, встав с постели,

Поднимаю я … (гантели)

Какие виды спорта вы знаете? (ответы детей)

Всё верно! А вы знаете спорт начинается с физкультуры, вставайте на ножки, мы с вами немножко разомнемся (Физкультминутка)

Что такое физкультура?

«Физ» и «куль» и «ту» и «ра».

Руки вверх, руки вниз.

Это «физ».

Крутим шею словно руль.

Это «куль».

Ловко прыгай в высоту.

Это «ту».

Бегай полчаса с утра.

Это «ра».

Повторяйте все за мной (показываю движения: повороты в стороны, наклоны в стороны, локоть –колено, вертолет, приседание, хлопок под коленом)

Занимаясь этим делом, будешь сильным, ловким, смелым.

Плюс хорошая фигура.

Вот что значит физкультура!

Какие вы молодцы! Настоящие спортсмены!

Присаживайтесь

А сейчас мы побеседуем с вами о вас и ваших родителях. Какими видами спорта они занимаются? (Ответы детей) А вы занимаетесь вместе с ними? (Ответы детей) Молодцы!

Мы с вами уже говорили, что одни занятия спортом не сделают человека здоровым, мы говорили о здоровом питании. Как вы думаете, что это такое? (Ответы детей)

Нужно есть много фруктов, пить натуральные соки, отказаться от газировки, гамбургеров, сендвичей и картошки-фри. Кушать кашу и пить молоко.

И есть еще одно очень важное условие для здоровья. Что мы с вами делаем каждый раз перед едой? (Ответы детей) Правильно! Моем руки. А для чего мы это делаем (Ответы детей). Что может случиться, если что-то грязное попадет нам в рот? (Ответы детей). Заболит живот, в нем даже могут завестись червяки.

А теперь, давайте подумаем, какие несъедобные предметы можно брать в рот? (Ответы детей) Это зубная щетка, ложка и вилка.

Итак, наше занятие подошло к концу, что вы сегодня узнали? (Ответы детей)

Нужно больше двигаться и играть на свежем воздухе, заниматься спортом

есть полезную пищу

мыть руки и чистить зубы.

В весенние месяцы при каждом удобном случае следует, используя заклички, предлагать дошкольникам звать весну («Иди, весна, иди, красна…»), просить выглянуть солнышко («Солнышко-ведрышко…»).

Перед выходом на прогулку в самый раз напомнить детям стихотворение Д. Хармса «Очень страшная история»:

После самостоятельной деятельности детей в группе иногда полезно прочитать «Разгром» Э. Успенского, а после коллективного труда нерадивому ребенку подарить татарскую народную песенку «Мешок» (перевод Р. Ягафарова, пересказ Л. Кузьмина).

Перед сном можно прочитать детям сказку «Бременские музыканты» (бр. Гримм, пер. с немец. В. Введенского, под ред. С. Маршака), рассказы «Подкидыш» В. Бианки и «Неслух» Н. Сладкова, главы из книги Э. Хогарта «Мафин и его веселые друзья» (пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько), а также произведения из литературного репертуара для детей 3–4 лет.

Для того чтобы создать хорошее настроение у проснувшихся детей, полезно прочитать им потешку «Идет лисичка по мосту…» (из русского народного фольклора).

Необходимо продолжать периодически рассматривать с дошкольниками иллюстрированные издания программных произведений. Интересоваться, кому какой рисунок понравился и почему. Рассказывать о том важном, на что дети не обратили внимание. (Например: «Одинаковое ли выражения лица у героя сказки на этих рисунках?»)

Следует очень доброжелательно относиться к детским фантазиям.

Нужно выделять время для работы с теми детьми, у которых проблемы со звукопроизношением или с фонематическим слухом. (Приемы работы и дополнительный речевой материал представлены в конспектах занятий.)

В весенние и летние месяцы, вне занятий следует начинать учить детей работать с картиной-матрицей. Методика описана в разделе «Развитие связной речи».

Для работы с картиной-матрицей можно использовать пособие для детей среднего дошкольного возраста «Учусь говорить». – М., Просвещение (любой год издания.)

Восьмого марта следует поздравить педагогов, с которыми дети общаются постоянно, закрепляя умения, полученные на занятиях. Желательно вручить взрослым коллективную детскую работу – рисунок, аппликацию, поделку из природного материала и т.п.

Вот подснежник, на полянке

Я его нашел.

Отнесу подснежник маме,

Хоть и не расцвел.

И меня с цветком так нежно

Мама обняла,

Что раскрылся мой подснежник

От ее тепла.

Перевод с молдав. Я. Акима Т. Виеру